Научными сотрудниками Дома –музея М.А. Волошина была разработана и проведена лекция-презентация «Темен жребий русского поэта»: Гумилев, Волошин, Коктебель. Она включена в цикл лекций «В гармонии с собой и окружающим пространством» для ущащихся с ограниченными возможностями. Лекция предназначена для детей с различными нарушениями слуха, а также с другими первичными нарушениями развития (локальными речевыми дефектами, расстройствами аутистического спектра), Кроме того, лекция-презентация вызовет интерес у школьников старших классов, изучающих историю и литературу Серебряного века.

На занятии ученики узнали о значении Киммерии и Коктебеля в судьбе знаменитого русского поэта – Николая Степановича Гумилева. Ребята услышали о самой знаменитой мистификации Серебряного века и об истории последней дуэли поэтов в России.

Подобные формы работы призваны вызывать постоянный интерес гостей и жителей региона, в частности, детей с ограниченными возможностями, к музейным мероприятиям в Доме-музее М.А. Волошина. Для облегчения восприятия лекция представлена как презентация с большим количеством иллюстративного материала. Текст лекции можно адаптировать для прочтения в музее в целях популяризации фондовой коллекции Дома-музея М.А. Волошина и привлечения большего числа посетителей.

background image

Гумилев, 

Волошин 

и 

Коктебель

background image

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) –

русский поэт и писатель, а также «бродяга-

авантюрист, неутомимый искатель опасностей 

и сильных ощущений». Побывал несколько раз 

в Африке. Друзья-поэты называли его 

«изысканным жирафом» по фразе из раннего 

стихотворения. Он любил играть в прятки со 

своими учениками и в 35 лет говорил шутя, что 

ему «двенадцать».

background image

Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) –

русский поэт и художник. Для знакомых – просто «Макс».

Из-за пышной шапки вьющихся светло-русых кудрей его 

часто сравнивали с древнегреческим Зевсом, Гераклом или 

просто львом. С молодости любил утраивать разные 

розыгрыши и мистификации. Живя в Париже, отправлял в 

реакцию журналов малоизвестные стихи А.С. Пушкина, 

подписывая их – «аптекарь Сиволапов».

background image

Познакомились Волошин и Гумилев в 1908

году в Париже, где Макс сделал эту фотографию

Гумилева.

background image

В Санкт-Петербурге через год, на одной из лекции 

Гумилев и Волошин встретились с молодой поэтессой 

Елизаветой Дмитриевой, Лилей. Оба знали 

Дмитриеву и до этой встречи. 

background image

Гумилев в Африке. Рисунок нач. 20 века

.

Мы все поехали ужинать в ресторан, 

много говорили с об Африке, обо львах 

и крокодилах. 

Во время разговора Лиля сказала 

очень серьезно: "Не надо убивать 

крокодилов". 

Гумилев отвел в сторону Волошина и 

спросил: "Она всегда так говорит?" -

"Да, всегда", - ответил Макс.

background image

Старый Петербург

Николай Гумилев и Елизавета Дмитриева стали часто встречаться, все 

дни мы были вместе, понимали друг друга с полуслова. Дмитриева называл 

Гумилева – Гумми, он же ее - Лиля, "имя, похожее на серебристый 

колокольчик", как говорил Гумилев.

background image

На альбоме, подаренном Лиле, Николай     Гумилев написал: 

Не смущаясь и не кроясь 

я смотрю в глаза людей, 

я нашел себе подругу 

из породы лебедей.

.

background image

Он несколько раз делал ей предложение, она отказывала ему, была невестой 

другого, человека которого не любила, но очень жалела за его любовь к ней. 

В Гумилеве «была железная воля, желание даже в ласке подчинить, а Лиле –

упрямство». Она знала, что они не могут  быть вместе. 

background image

Волошин приглашает Гумилева с Дмитриевой приехать в 

Коктебель. Они приезжают в конце мая 1909 года.

background image

Гумилев поселился в небольшой комнате с видом на Кара-Даг. Комната 

напоминала корабельную каюту с деревянной кроватью, маленьким белым 
столиким и покатым деревянным потолком на шести балках.

background image

Гумилев вместе с Лилей купаются в море, катаются на лодках, ходят 

гулять в горы и в коктебельскую деревню, где пью турецкий кофе. 

background image

Алексей Толстой в стихах описывал их время провождение:

На берегу в песке игра:

Описывать не стану я

Всех этих дерзких ухищрений,

Как Макс — кентавр, я змея

Катались в облаке камений.

Как сдернул Гумилёв носки

И бегал журавлем уныло,

Как женщин в хладные пески

Мы зарывали... Было мило.

Кентавр – лошадь с туловищем человека. Камения – камни. Хладные пески –

холодный песок

background image

Волошин, Гумилев и Дмитриева 

устраивают поэтические соревнования, 

под заданную рифму пишут стихотворения.

Найдите общую рифму в стихах этих поэтов.

background image

СОНЕТ ГУМИЛЕВА

Тебе бродить по солнечным 
лугам,
Зеленых трав, смеясь, 
раздвинуть стены!
Так любят льнуть 
серебряные пены
К твоим нагим и 
маленьким ногам.

СОНЕТ ДМИТРИЕВОЙ

Закрыли путь к 
нескошенным лугам
Темничные, незыблемые 
стены;
Не видеть мне морских 
опалов пены,
Не мять полей моим 
больным ногам.

СОНЕТ ВОЛОШИНА
СЕХМЕТ
Влачился день по 
выжженным лугам.
Струился зной. Хребтов 
синели стены,
Шли облака, взметая 
клочья пены
На горный кряж. 
(Доступный чьим ногам?)

background image

Вечерами все собирались в мастерскую Волошина. Тут бывали литературные 

беседы, чтение стихов, стихотворные шутки, конкурсы... 

Софья Дымшиц-Толстая, жена Алексея Толстого рассказывала, как поэты 

(Волошин, Гумилёв, Дмитриева, Толстой), устроив творческое соревнование, 

заставили ее надеть синее платье, на голову - серебристую повязку и позировать им, 

полулежа на фоне моря и голубых гор, а сами писали стихи.

background image

В Коктебеле Гумилёв сделал предложение Лиле (Елизавете Дмитриевой). Она 

ответила ему отказом. 

"

background image

Гумилев «с иронией встретил любовную неудачу: в продолжение недели он 

занимался ловлей тарантулов. Его карманы были набиты пауками, 

посаженными в спичечные коробки. Он устраивал бои тарантулов. 

Затем он заперся у себя в чердачной комнате и написал 

замечательную, столь прославленную впоследствии поэму 

"Капитаны". После этого он выпустил пауков и уехал". 

background image

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель...

Н.Гумилёв, «Капитаны», 1909. Коктебель

background image

Лиля остается на все лето в Коктебеле, и узнает о том, что кажется ей 

чудом. Ее «самая большая в жизни любовь» Макс Волошин также  любит ее и 

любит уже давно.

background image

Елизавета Дмитриева полулежит в первом ряду

Макс решает помочь Лиле в напечатание ее 

стихов в модном журнале. 

Редактор журнала 

«Аполлон» считал что у него могут печать свои 

произведения только очень красивые девушки, а 

Елизавета, полноватая, невысокая, обладала 

особым обаянием, но не подходила под его идеал 

красоты. Редактор журнала отказал ей в печати. 

background image

В Коктебеле рождается задумка самой 

знаменитой мистификации-фантазии этого 

периода в литературном мире. 

Макс предлагает Лиле не приносить лично 

в редакцию свои стихотворения , а послать 

письмом под видом таинственной красавицы-

испанки, аристократки.

background image

Габриак из собрания музея

Новое имя Елизавете взяли от Габриака -

корня винограда причудливых очертаний, 

который Макс нашел  на берегу. Он был похож 

на морского черта с одной рукой, одной ногой и 

собачей головой. 

Лиля с детства немного хромала и одноногий 

габриак стал как бы ее покровителем. 

Новое имя звучало – Черубина де Габриак. 

background image

Иллюстрация к стихам Черубины 
Габриак в журнале «Аполлон»

Легенда о Черубине распространялась по 

Петербургу с молниеносной быстротой. Все 

поэты были в нее влюблены. 

Черубина звонила в редакцию по телефону, 

присылала письма с вложенными сухими 

травами. Никто в редакции не знал языка 

цветов, и обращались за помощью в 

трактовке к Волошину, который придумывал 

объяснения. 

background image

Я венки тебе часто плету

Из пахучей и ласковой мяты,
Из травинок, что ветром примяты,
И из каперсов в белом цвету.
Но сама я закрыла дороги,
На которых бы встретилась ты...
И в руках моих, полных тревоги,
Умирают и пахнут цветы.

Черубина да Габриак

background image

Вся история о Черубине длилась около двух месяцев и все более обрастала слухами и 

тайнами. Через некоторое время после начала мистификации в редакцию журнала стали 

приходить письма от лица Черубины, которые ни Волошин, ни Дмитриева не писали. В 

одной из дач Петербурга влюбленные поэты нашли племянницу одной графини с 

похожим именем.

Лиле стало казаться, что она должна встретить живую Черубину, которая спросит у 

нее ответа за обман. 

background image

Елизавета Дмитриевна испугалась 

происходившего и рассказала 

Иоганессу фон Гюнтеру, одному из 

сотрудников журнала «Аполлон», кто 

на самом деле пишет стихи под 

именем Черубины. Он же раскрыл ее 

тайну и стал распространять слухи, 

что Гумилев говорит об их романе с 

Лилей в очень грубых выражениях. 

background image

Поэт Алексей Толстой позже писал:  «Я знаю и 

утверждаю, что обвинение, брошенное Гумилеву, – в 

произнесении им некоторых неосторожных слов –

было ложно: слов этих он не произносил и 

произнести не мог. Однако из гордости и презрения 

он молчал, не отрицая обвинения».

background image

Волошин почувствовал себя ответственным за оскорбление Елизаветы 

Дмитриевой и публичные обсуждения их с Дмитриевой отношений. С 

разрешения жениха Лили, Всеволода Васильева, он решил вызвать Гумилева, 

которого считал виновным в распространении слухов, на дуэль.

background image

На общем собрании сотрудников журнала «Аполлон» Волошин подошел к 

Гумилеву и дал ему пощечину  - как вызов на дуэль.

Гумилев отшатнулся и сказал: "Ты мне за это ответишь". "Вы поняли?"  -

спросил Волошин. Он ответил: «Понял». …

Весь следующий день шли отчаянные переговоры. Гумилев предъявил 

требование стреляться в пяти шагах до смерти одного из противников. Он не 

шутил. Для него, конечно, изо всей этой путаницы, мистификации и лжи не было 

иного выхода, кроме смерти.

Договорились о расстоянии в пятнадцать шагов и двух выстрелах. 

background image

«Рано утром мы стрелялись возле Черной речки [недалеко от места, где 

проходила дуэль Пушкина], если не той самой парой пистолетов, которой 

стрелялся Пушкин, то, во всяком случае, современной ему. Была мокрая, грязная 

осень, и моему секунданту, который отмеривал нам 15 шагов по кочкам, 

пришлось очень плохо. Гумилев промахнулся, у меня пистолет дал осечку. Он 

предложил мне стрелять еще раз. Я выстрелил, боясь, по неумению своему 

стрелять, попасть в него. Не попал, и на 

этом наша дуэль окончилась. Секунданты 

предложили нам подать друг другу руки, 

но мы отказались». 

(Воспоминания М.А. Волошина)

background image

На следующий день во всех газетах писали об этой «смехотворной дуэли». 

Макса Волошина стали называть Ваксом Калошиным, потому что на месте 

дуэли нашли потерянную резиновую  калошу (калоша на самом деле 

принадлежала секунданту Гумилева)

background image

Гумилев через несколько дней после дуэли 

уезжает в Киев, и просит выйти за него замуж  Анну 

Горенко (поэтессу Анну Ахматову). Он ухаживал за 

ней шесть лет, три раза она отказывала ему, однако 

сейчас, наконец, дает согласие на брак.  

Скульптура Анны Ахматовой из собрания музея

.

background image

После дуэли поэты не общались друг с другом

более

десяти

лет.

Прошли

страшные

годы

революции и Гражданской войны. Макс в это

время живет в Коктебеле, Гумилев – сначала в

действующей армии, с фронта приезжает в

Петроград.

background image

В 1921 году через двенадцать лет Гумилев вновь встретился с Волошиным. 

В этот год Гумилев вместе с знакомым поэтом из Петербурга отправился в путешествие 

в Крым, посетил Севастополь и на два дня на катере заехал в Феодосию

background image

В этот же день в Феодосию из Коктебеля приехал Волошин. С Гумилевым они 

встретились случайно. 

- Николай Степанович, со времени нашей дуэли прошло слишком много разных 

событий такой важности, что теперь мы можем, не вспоминая о прошлом, подать 

друг другу руки, - сказал Максимилиан Волошин, и они пожали другу другу руки. 

background image

Последняя фотография Н.С. Гумилева, сделанная в тюрьме.

Гумилёв вернулся в Петербург «загорелый, 

отдохнувший,  полный планов и надежд». Он был 

доволен и поездкой, и новыми стихами. 

Жить на земле ему оставался неполный месяц. Его 

обвинили в участии в заговоре против власти.

Арест и расстрел Гумилёва потрясли знавших его 

людей. 

background image

Крест-кенотаф на предполагаемом месте расстрела Н. Гумилва

Николай Чуковский, сын детского поэта Корнея Чуковского написал: 

«Безусловно, верно одно: расстреливать Гумилёва — при всех обстоятельствах —

не следовало, и, думая об этом, я вспоминаю, как поэт В. Стенич однажды сказал:

— Когда государство сталкивается с поэтом, 

мне так жалко бедное государство. Ну что 

государство может сделать с поэтом? Самое 

большое? Убить! Но стихи убить нельзя,

они бессмертны, и бедное государство всякий 

раз терпит поражение».

background image

В Коктебеле памятник Н. С. Гумилеву был 

установлен в 2006 году.

На нем запечатлены вечные и пророческие 

слова поэта:

«Еще не раз вы вспомните меня,

И весь мой мир волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый, необманный».

background image

Спасибо за внимание

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт