01 735x369В Коктебеле в Доме-музее Максимилиана Волошина 28 января 2021 года открылась книжная выставка «На стёкла вечности уже легло моё дыхание, моё тепло». Выставка посвящена 130-летию со дня рождения Осипа Эмильевича Мандельштама – одного из ярчайших представителей Серебряного века русской поэзии, чьи произведения вошли в сокровищницу мировой литературы и были переведены на многие языки и 130-летию Ильи Григорьевича Эренбурга - русского прозаика, поэта, публициста, переводчика, общественного деятеля.

Фрагмент книжной выставки «На стёкла вечности уже легло моё дыхание, моё тепло»К юбилеям писателей в экспозиции выставки представлены их произведения: стихотворения, переводы, очерки, статьи, романы, поэмы, повести, рассказы, книги воспоминаний из научной библиотеки Дома-музея М.А. Волошина. Интерес у посетителей вызовут книги, представленные из фондовой коллекции Дома-музея М.А. Волошина. Это сборники Ильи Эренбурга « Портреты современных поэтов», «Мой Париж», «Молитва о России» и первая книга Осипа Мандельштама «Камень».

Кроме того, на выставке проэкспонированы материалы, рассказывающие о жизненном и творческом пути поэтов. Иллюстрациями к выставке послужили фотографии поэтов и фотографии, отражающие коктебельский период их жизни.

Фрагмент книжной выставки «На стёкла вечности уже легло моё дыхание, моё тепло»

Осип Мандельштам впервые появился в Коктебеле в конце июня 1915 года. В Доме Поэта тогда отдыхали Алексей Толстой со своей второй женой Натальей Крандиевской, сёстры Цветаевы, София Парнок, но сам хозяин дома находился в Париже. Мандельштам довольно быстро вписался в круг друзей волошинского дома, чему способствовали как его известность после выхода в свет первого поэтического сборника "Камень", так и особое расположение к нему матери Волошина. Мандельштам не смог устоять перед очарованием Киммерии, свидетельством чему являются его поэтические произведения, созданные в Коктебеле: «Бессоница. Гомер. Тугие паруса...», «С веселым ржанием пасутся табуны...», «Обиженно уходят на холмы...».

Осип Мандельштам в группе. Коктебель, 1916

Волошин и Мандельштам познакомились через год. В черновике рукописи статьи "Голоса поэтов" Максимилиан Александрович Волошин высказал мнение, что Мандельштам, "Быть может, наиболее музыкальный и богатый мелодическими оттенками из современных поэтов... Настоящее его цветение ещё впереди".

Осип Мандельштам в группе. Коктебель, 1919.

Осип Мандельштам в группе. Коктебель, 1933В 1920 году, когда в Феодосии стояли части Добровольческой армии, Мандельштам был арестован и посажен в тюрьму. Несмотря на произошедшую накануне между ними размолвку, Волошин немедленно откликнулся на его арест, написав письмо начальнику контрразведки: "Милостивый Государь! До слуха моего дошло, что на днях арестован подведомственными Вам чинами - поэт Иосиф Мандельштам. Так как Вы, по должности Вами занимаемой, не обязаны знать русской поэзии и вовсе не слыхали имени поэта Мандельштама и его заслуг в области русской лирики, то считаю своим долгом предупредить Вас, что он занимает в русской поэзии очень крупное и славное место. Кроме того, он человек крайне панический и, в случае, если под влиянием перепуга, способен на всякие безумства. И, в конце концов, если что-нибудь с ним случится, - Вы перед русской читающей публикой будете ответственны за его судьбу... Мне говорили, что Мандельштам обвиняется в службе у большевиков. В этом отношении я могу Вас успокоить вполне: Мандельштам ни к какой службе вообще не способен, а также и к политическим убеждениям: этим он никогда в жизни не страдал". Письмо возымело действие - Мандельштама освободили.

Уже после смерти Волошина Мандельштам с женой Надеждой Яковлевной снова отдыхал в Коктебеле в Доме творчества писателей. Мандельштам любил и остро чувствовал киммерийский ландшафт. Перебирая знаменитые коктебельские камушки написал стихи, в которых впервые простился с любимым побережьем.

Исполню дымчатый обряд:
В опале предо мной лежат
Чужого лета земляники -
Двуискренние сердолики
И муравьиный брат - агат,
Но мне милей простой солдат
Морской пучины - серый, дикий,
Которому никто не рад.

Илья Эренбург и Максимилиан Волошин впервые встретились в конце 1911 года в Париже в мастерской художницы Елизаветы Кругликовой. При первой встрече Илья Григорьевич читал Волошину свои новые стихи. Однако поводом для этого визита было другое. Эренбург переводил стихи французских поэтов – хотел составить антологию. На другой же день после визита Эренбурга, Волошин отправился к французскому поэту Александру Мерсеро, заручился его согласием и познакомил его со своим молодым соотечественником.

Фрагмент книжной выставки «На стёкла вечности уже легло моё дыхание, моё тепло»

Через два года, в конце 1913 года Эренбург снова обращается к Волошину по поводу «Поэтов Франции» и посылает ему сборник своих стихов «Будни», изданный в Париже в том же году. 15 февраля 1915 года Волошин посвящает Эренбургу стихотворение «В эти дни». Эренбург посвящает Волошину поэму «Повесть о странствиях блудной души», помеченную февралем 1915 года. А 14 марта создает стихотворный портрет Волошина.

В течение весны «сближение» переходит в дружбу. На лето Эренбург уезжает в Эз – деревню на Ривьере, а Волошин – в Биарриц и в Испанию. На это время и приходится большая часть их переписки. В Париж Эренбург возвращается в середине сентября 1915 года, Волошин же – в конце октября. В эту зиму они переходят на «ты»…

Эренбург И. Люди, годы, жизнь. – М.: Советский писатель, 1963. В книгу вошли воспоминания И.Г. Эренбурга о М. Волошине

По совету Волошина Эренбург начал посылать свои статьи в «Биржевые ведомости», что улучшило его материальное положение. Не забывал Волошин Эренбурга и в России. Несмотря на огромную занятость в первый год своего возвращения, Волошин выкраивает время для статьи о своем парижском друге «Илья Эренбург – поэт» (газета «Речь». 31 октября 1916 г.)

Илья Григорьевич Эренбург, изъездивший весь мир, за долгую свою жизнь побывал в Крыму трижды, но только в молодые годы – в августе 1908 года, в сентябре-октябре 1917 года и в декабре 1919 года – сентябре 1920 года. Свидетельством первой поездки в Крым остались несколько фотографий, сделанных в августе 1908 года в Алуште. Вторая поездка в Крым осуществилась через девять лет. В июле 1917 года Эренбург вернулся из парижской политической эмиграции в Россию. Узнав, что мать и сестры отдыхают в Крыму, в сентябре Эренбург уезжает в Ялту. В середине октября Эренбург по приглашению М.А. Волошина, с которым подружился в Париже, посетил его в Коктебеле и пробыл в гостях около недели.

Третья и самая длительная его встреча с Крымом началась в конце 1919 года. Она сыграла существенную роль в изменении политической позиции писателя.

В сентябре 1918 года Эренбург бежал в Киев из большевистской Москвы от возможного ареста: он не принял октябрьского переворота и свое отношение к нему открыто выражал в стихах и статьях. Год прожил в Киеве. После еврейского погрома, прокатившегося по Киеву в октябре 1919 года, Эренбург решил уехать в Коктебель к Волошину. В дальнейших своих планах, он думал о возвращении в Европу. Эта мысль не раз встречалась в его письмах тех лет. В ноябре 1917 года он писал Волошину: «Я усиленно помышляю о загранице, как только будет возможность, уеду. Делаю это, чтобы спасти для себя Россию, возможность внутреннюю жить в ней».

Девять месяцев он прожил в Коктебеле почти безвылазно, лишь изредка появляясь в Феодосии. В Коктебеле собеседниками Эренбурга были М. Волошин, О. Мандельштам, Вересаев.

Эренбург И. Портреты современных поэтов. М.: ПЕРВИНА, 1923.   . В книге статья И. Эренбурга о  М. Волошине

Пятого апреля Волошин сообщал М.С. Цетлин: «Эренбург живет всю зиму у меня… Пишет прекрасные стихи – и очень много». В Коктебеле в январе-марте 1920 года Эренбург написал 18 стихотворений, составивших цикл «Ночи в Крыму». Стихи из цикла «Ночи в Крыму» Эренбург читал не только в доме Волошина, но и в Феодосии. 25 марта 1920 года в Феодосийском литературно-артистическом кружке он выступил с чтением новых стихов и докладом «Новая эпоха и искусство». В связи с этим выступлением Волошин в феодосийской газете «Крымская мысль» напечатал заметку «К лекции поэта Ильи Эренбурга». Волошин писал: «Из русских поэтов поколения десятых годов Илья Эренбург является самой крупной и своеобразной фигурой, плохо укладывающейся в рамки старых литературных делений».

Приведя в мемуарах отрывок из стихотворения «России», он заметит, что эти стихи «выражают мои мысли не только той зимы, а и последующих лет». По коктебельским стихам января-марта 1920 года отношение Эренбурга к происходящему в стране и эволюция его суждений на этот счет реконструируются вполне обстоятельно. Перелом в воззрениях на гражданскую войну в России, столь явственно запечатленный в цикле стихов «Ночи в Крыму», предопределил в значительной мере дальнейшую судьбу писателя. Гражданская война заканчивалась, большевики практически победили, поддержанные большинством населения. По существу, у Эренбурга было лишь две возможности: бежать из России или, признав власть большевиков, остаться. От эмиграции без шансов на возвращение Эренбург отказался, но ожиданию предпочел движение навстречу неизвестности. Девять коктебельских месяцев с их бытовыми тяготами, голодом и не менее тягостными раздумьями и тревогами изменили планы Эренбурга, и в итоге осенью 1920 года он двинулся в большевистскую Москву.

Книжная экспозиция «На стёкла вечности уже легло моё дыхание, моё тепло», посвящённая юбилеям Осипа Мандельштама и Ильи Эренбурга из цикла «Юбилеи Серебряного века» завершит свою работу 15 апреля 2021 года.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт