Случится то, чего не чаешь...
Ты предо мною вырастаешь -
В старинном черном сюртуке,
Средь старых кресел и диванов,
С тисненным томиком в руке:
"Прозрачность. Вячеслав Иванов".
(Андрей Белый.)
5 марта в 16-00 в мемориальной Мастерской Дома-музея М.А. Волошина открылась экспресс-выставка «Слово скажу без прикрас прекрасное, если правдиво Слово моё», посвящённая юбилейным датам одних из самых интересных и противоречивых фигур начала прошлого века. 150 лет исполняется русскому поэту-символисту, философу, переводчику, драматургу и литературному критику Иванову Вячеславу Ивановичу и его супруге, единомышленнице, писательнице Серебряного века Лидии Дмитриевне Зиновьевой-Аннибал
Вячеслав Иванович Иванов родился 28 февраля 1866 года в Москве в семье геодезиста. Он учился в Первой Московской гимназии, окончил два курса историко-филологического факультета Московского университета (1884-1886) и в Берлинском университете (1886-1890), где изучал филологию и историю. В 1896 году Гиршфельд и Моммзен приняли его диссертацию о налогах, но устный экзамен на учёную степень Иванов не сдавал.
Начиная с 1891 года Вяч. Иванов много путешествовал - объехал значительную часть Европы, посетил Палестину и Египет. В 1894 году он познакомился с поэтессой и переводчицей Лидией Зиновьевой-Аннибал, которая спустя пять лет стала его второй женой. Эта женщина происходила из древнего дворянского рода Зиновьевых. По женской линии она являлась потомком Абрама Ганнибала, предка Пушкина. Встреча в Риме стала судьбоносной для обоих - и для Иванова, и для Зиновьевой. Позже Вячеслав Иванович говорил, что именно благодаря этой встрече «впервые осознал себя вольно и уверенно поэт», хотя до признания в художественном мире было ещё очень далеко. После сложной и длительной процедуры двух разводов они поженились. О чувствах, переполнявших тогда поэта, говорит его стихотворение «Золотое счастье»:
Горячо и горделиво
В сердце блещет солнце счастья,
Мещет вкруг лучи златые,
Как власы златой Венеры,
Как моей царицы кудри.
Лидия Дмитриевна была человеком ярким, сильным и талантливым. Н. А. Бердяев писал о ней: «… была совсем иной натурой, чем Вячеслав Иванов, более дионисической, бурной, порывистой, революционной по темпераменту, стихийной, вечно толкающей вперед и ввысь». После встречи с поэтом она начала заниматься литературой, писала стихи. Ее произведения «Тридцать три урода» и «Трагический зверинец» были изданы в России. Александр Блок назвал эти вещи замечательной книгой.
А вот портрет жены Иванова - Лидии Дмитриевны Зиновьевой-Аннибал (из воспоминаний Маргариты Сабашниковой): «Ее лицо походило на лицо "Сивиллы" Микеланджело. В посадке головы было что-то львиное; крепкая прямая шея, отважный взгляд, а также маленькие, плотно прилегающие уши усиливали сходство со львом. Но самым своеобразным в ней были ее краски: волосы белокурые с розовым отливом, а кожа смуглая, благодаря чему особенно выделялись белки ее серых глаз».
Летом 1905 года Вячеслав Иванов с женой и пасынками перебирается жить в Петербург. Снимают квартиру в недавно построенном доходном доме Дернова около Таврического сада, получившем название «дом с башней», по адресу Таврическая улица 35/1. В этой квартире и сложился один из символов русской культуры Серебряного века – башня Вячеслава Иванова, самый знаменитый литературно-художественный и философский салон предреволюционной России. Его посещали все, от А. Луначарского до философов С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского, Л. Шестова. Завсегдатаями «ивановских сред» были З. Гиппиус с Д. Мережковским, А. Блок, А. Белый, В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд и многие другие. В полном блеске был представлен Серебряный век русской поэзии.
Вячеслав Иванов сотрудничал с журналами «Весы», «Золотое руно», «Труды и дни», «Аполлон», «Новый Путь», руководил издательством «Оры»; участвовал в деятельности Петербургского религиозно-философского общества, публиковался в альманахе «Северные цветы», преподавал (1910 - 1911) историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах.
С поэзией Вяч. Иванова М. Волошин познакомился в 1902 году, но личная встреча поэтов состоялась 26 июля 1904 года на вилле «Ява» в Женеве. «Я провел с ним почти целые сутки без перерыва», - написал Максимилиан Волошин своей будущей жене Маргарите Сабашниковой.
В 1906 году в Петербург приезжают Максимилиан Волошин с женой Маргаритой Сабашниковой. Волошины поселились по соседству с Ивановыми, очень подружились, Богемная жизнь обязывает жить в столице, и они поселяются в том же доме на Таврической. Маргарита пишет в своих воспоминаниях: «Холодным ноябрьским утром, когда сильный ветер с моря проносился над крепко замерзшей Невой, мы приехали в Петербург. …Через огромные окна открывалось серое петербургское небо. Но теснота меня не огорчала — что значит теснота, если прямо над нами боги справляют свои пиры!».
Сложно складывались взаимоотношения поэтов Максимилиана Волошина и Вячеслава Иванова. В феврале 1907 года возникает любовный треугольник М. Сабашниковой с супругами Ивановыми, который закономерно приводит к распаду брачного союза Маргариты и Максимилиана. Максимилиан Александрович, не желая мешать ей сделать выбор, в середине марта уехал из Петербурга в Коктебель. Тоска по жене сочеталась с неизжитым тяготением к Иванову и его кружку - писателям и художникам, собиравшимся на «Башне». И, тем не менее, не взирая на личные взаимоотношения, как литературный критик и поэт, Волошин давал высокую и объективную оценку творчества Зиновьевой-Аннибал и Иванова. 15 апреля 1907 года Волошин посылает В. И. Иванову сонет, приветствующий создание антологии «Цветник Ор» (вышедшей из печати чуть позднее, в мае). В сборнике участвовали Константин Бальмонт, Александр Блок, Валерий Брюсов, Лидия Зиновьева-Аннибал (пьеса «Певучий осел"»), Вячеслав Иванов, Маргарита Сабашникова (цикл стихов «Лесная свирель»). Их-то Волошин и приветствовал из далекого восточного Крыма («Я здесь расту один, как пыльная агава...»). В стихотворении, посвященном Вячеславу Иванову, Волошин создаёт опоэтизированную характеристику своих друзей-поэтов:
Я здесь расту один, как пыльная агава,
На голых берегах, среди сожженных гор.
Здесь моря вещего глаголящий простор
И одиночества змеиная отрава.
А там, на севере, крылами плещет слава,
Восходит древний бог на жертвенный костер,
Там в дар ему несут кошницы легких Ор...
Там льды Валерия, там солнца Вячеслава,
Там брызнул Константин певучих саламандр,
Там снежный хмель взрастил и розлил Александр,
Там лидиин "Осел" мечтою осиян
И лаврами увит, там нежные Хариты
Сплетают верески свирельной Маргариты...
О, мудрый Вячеслав,- Максимильян.
(15 апреля 1907)
Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году. Лидия Зиновьева-Аннибал скончалась от скарлатины 17 октября 1907 года в дальнем поместье Могилевской губернии в Загорье. До конца жизни поэт не переставал оплакивать свою любовь. Никогда не расставался с ее портретом, посвящал ей стихи, исступленно повторяя строчки, написанные в первые дни их знакомства:
Мы - два грозой зажженные ствола,
Два пламени полуночного бора;
Мы - два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела.
Внезапная смерть любимой женщины потрясла Вячеслава Иванова настолько, что явилась поворотным моментом в его творчестве и духовных исканиях. После этого поэт глубоко ушёл в теософию и мистику. Через два с половиной года он женится на падчерице Вере Шварсалон - дочери Зиновьевой-Аннибал (очень похожей на мать). От этого брака родился сын Дмитрий (1912—2003).
Судя по воспоминаниям современников, последние «среды» прошли на Башне весной 1912 года. В истории литературы Башня сохранилась как память о Серебряном веке - периоде расцвета культуры. «Это была атмосфера особенной интимности, сгущенная, но совершенно лишенная духа сектантства и исключительности – писал Николай Бердяев. – Поистине В. И. Иванов и Л.Д. Зиновьева-Аннибал обладали даром общения с людьми, притяжения людей и их взаимного соединения».
Активную культурно-педагогическую деятельность Вяч. Иванов продолжал и после Октябрьской революции. С 1921 по 1924 год жил в Баку, где был сперва профессором, затем ректором университета, работал в народном комиссариате просвещения Азербайджанской ССР. В 1921 году защитил диссертацию о культе Диониса. Последние годы жизни провёл в Италии, где занимался в основном переводами произведений античных и средневековых поэтов. В 1926 году поэт принял католичество. С 1926 по 1934 год преподавал русский язык и литературу в колледже в Павии, с 1934 по 1943 год - в Восточном институте Ватикана. В 1948 году по заказу Ватикана пишет вступление и примечания к Псалтири.
Итогом литературного творчества Иванова стал сборник стихов «Свет вечерний», опубликованный посмертно в Оксфорде в 1962 году. Вячеслав Иванов похоронен на протестантском кладбище в Риме, рядом с художником Карлом Брюлловым. В наши дни после многолетнего перерыва его книги вернулись к читателю, и уже невозможно представить себе Серебряный век поэзии без его имени.
На выставке представлены книги юбиляров из личной библиотеки М.А. Волошина, письма, фотографии, выдержки из воспоминаний современников. Привлекут внимание посетителей книги с дарственными надписями авторов Максимилиану Александровичу. Выставка продлится до 21 марта текущего года.