Общий вид выставки «Слово скажу без прикрас прекрасное, если правдиво Слово мое». К 155-летию со дня рождения В.И. Иванова и Л.Д. Зиновьевой - Аннибал.

Случится то, чего не чаешь...
Ты предо мною вырастаешь -
В старинном черном сюртуке,
Средь старых кресел и диванов,
С тисненным томиком в руке:
"Прозрачность. Вячеслав Иванов".

(Андрей Белый.)

5 марта в 16-00 в мемориальной Мастерской Дома-музея М.А. Волошина открылась экспресс-выставка «Слово скажу без прикрас прекрасное, если правдиво Слово моё», посвящённая юбилейным датам одних из самых интересных и противоречивых фигур начала прошлого века. 150 лет исполняется русскому поэту-символисту, философу, переводчику, драматургу и литературному критику Иванову Вячеславу Ивановичу и его супруге, единомышленнице, писательнице Серебряного века Лидии Дмитриевне Зиновьевой-Аннибал

2.	Иванов В. Эрос. СПб, «Оры», 1907. Дарственная автора: «Возлюбим друг друга, да единомыслием целоваемы. Максу возлюбленному Вячеслав – per odium ad amorem [через ненависть к любви]»Зиновьева-Аннибал Л.Д. Тридцать три урода. СПб, «Оры», 1907. Дарственная автора: «Максимилиану Александровичу Волошину  Кириенко на дружескую память автор»

Вячеслав Иванович Иванов родился 28 февраля 1866 года в Москве в семье геодезиста. Он учился в Первой Московской гимназии, окончил два курса историко-филологического факультета Московского университета (1884-1886) и в Берлинском университете (1886-1890), где изучал филологию и историю. В 1896 году Гиршфельд и Моммзен приняли его диссертацию о налогах, но устный экзамен на учёную степень Иванов не сдавал.Иванов В. Дионис и Прадионисийство. Баку, 1923. Дарственная надпись Т. Нахорской

Начиная с 1891 года Вяч. Иванов много путешествовал - объехал значительную часть Европы, посетил Палестину и Египет. В 1894 году он познакомился с поэтессой и переводчицей Лидией Зиновьевой-Аннибал, которая спустя пять лет стала его второй женой. Эта женщина происходила из древнего дворянского рода Зиновьевых. По женской линии она являлась потомком Абрама Ганнибала, предка Пушкина. Встреча в Риме стала судьбоносной для обоих - и для Иванова, и для Зиновьевой. Позже Вячеслав Иванович говорил, что именно благодаря этой встрече «впервые осознал себя вольно и уверенно поэт», хотя до признания в художественном мире было ещё очень далеко. После сложной и длительной процедуры двух разводов они поженились. О чувствах, переполнявших тогда поэта, говорит его стихотворение «Золотое счастье»:

Горячо и горделиво
В сердце блещет солнце счастья,
Мещет вкруг лучи златые,
Как власы златой Венеры,
Как моей царицы кудри.

Лидия Дмитриевна была человеком ярким, сильным и талантливым. Н. А. Бердяев писал о ней: «… была совсем иной натурой, чем Вячеслав Иванов, более дионисической, бурной, порывистой, революционной по темпераменту, стихийной, вечно толкающей вперед и ввысь». Иванов В. Эрос. СПб, «Оры», [1907]. Дарственная автора: «Маргарите Васильевне Сабашниковой-Волошиной поэту, художнице, другу эту «дерзновенную книжечку» подносит авторъ. 15 янв. 1905»После встречи с поэтом она начала заниматься литературой, писала стихи. Ее произведения «Тридцать три урода» и «Трагический зверинец» были изданы в России. Александр Блок назвал эти вещи замечательной книгой.

А вот портрет жены Иванова - Лидии Дмитриевны Зиновьевой-Аннибал (из воспоминаний Маргариты Сабашниковой): «Ее лицо походило на лицо "Сивиллы" Микеланджело. В посадке головы было что-то львиное; крепкая прямая шея, отважный взгляд, а также маленькие, плотно прилегающие уши усиливали сходство со львом. Но самым своеобразным в ней были ее краски: волосы белокурые с розовым отливом, а кожа смуглая, благодаря чему особенно выделялись белки ее серых глаз».

Иванов В. Кормчие звёзды: Книга лирики. СПб, тип. А. Суворина, 1903. Дарственная автора: «Дорогому Максу Александровичу Волошину на добрую память о нашем общении в  Красоте  «в надежде славы и добра»  Вяч. Иванов. Женева, 9 авг. 904.».

Летом 1905 года Вячеслав Иванов с женой и пасынками перебирается жить в Петербург. Снимают квартиру в недавно построенном доходном доме Дернова около Таврического сада, получившем название «дом с башней», по адресу Таврическая улица 35/1. В этой квартире и сложился один из символов русской культуры Серебряного века – башня Вячеслава Иванова, Зиновьева-Аннибал Л.Д. Трагический зверинец. Рассказы. СПб, «Оры», 1907. Дарственная автора: «Максу съ любовью Лидия»самый знаменитый литературно-художественный и философский салон предреволюционной России. Его посещали все, от А. Луначарского до философов С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского, Л. Шестова. Завсегдатаями «ивановских сред» были З. Гиппиус с Д. Мережковским, А. Блок, А. Белый, В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд и многие другие.  В полном блеске был представлен Серебряный век русской поэзии.

Вячеслав Иванов сотрудничал с журналами «Весы», «Золотое руно», «Труды и дни», «Аполлон», «Новый Путь», руководил издательством «Оры»; участвовал в деятельности Петербургского религиозно-философского общества, публиковался в альманахе «Северные цветы», преподавал (1910 - 1911) историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах.

С поэзией Вяч. Иванова М. Волошин познакомился в 1902 году, но личная встреча поэтов состоялась 26 июля 1904 года на вилле «Ява» в Женеве. «Я провел с ним почти целые сутки без перерыва», - написал Максимилиан Волошин своей будущей жене Маргарите Сабашниковой.

Фрагмент выставки «Слово скажу без прикрас прекрасное, если правдиво Слово мое» к юбилеям В.И. Иванова и Л.Д. Зиновьевой – Аннибал. Книги из мемориальной библиотеки Дома-музея М.А. Волошина

В 1906 году в Петербург приезжают Максимилиан Волошин с женой Маргаритой Сабашниковой. Волошины поселились по соседству с Ивановыми, очень подружились,  Богемная жизнь обязывает жить в столице, и они поселяются в том же доме на Таврической. Маргарита пишет в своих воспоминаниях: «Холодным ноябрьским утром, когда сильный ветер с моря проносился над крепко замерзшей Невой, мы приехали в Петербург. …Через огромные окна открывалось серое петербургское небо. Но теснота меня не огорчала — что значит теснота, если прямо над нами боги справляют свои пиры!».

Д’Аннунцио  Г. Франческа да Римини. Трагедия  Пер. с итал. В. Брюсова и Вяч. Иванова. СПб, «Пантеон», 1908

Сложно складывались взаимоотношения поэтов Максимилиана Волошина и Вячеслава Иванова.  В феврале 1907 года возникает любовный треугольник М. Сабашниковой с супругами Ивановыми, который закономерно приводит к распаду брачного союза Маргариты и Максимилиана. Максимилиан Александрович, не желая мешать ей сделать выбор, в середине марта уехал из Петербурга в Коктебель. Тоска по жене сочеталась с неизжитым тяготением к Иванову и его кружку - писателям и художникам, собиравшимся на «Башне».  И, тем не менее, не взирая на личные взаимоотношения, как литературный критик и поэт, Волошин давал высокую и объективную оценку творчества Зиновьевой-Аннибал и Иванова. 15 апреля 1907 года Волошин посылает В. И. Иванову сонет, приветствующий создание антологии «Цветник Ор» (вышедшей из печати чуть позднее, в мае). В сборнике участвовали Константин Бальмонт, Александр Блок, Валерий Брюсов, Лидия Зиновьева-Аннибал (пьеса «Певучий осел"»), Вячеслав Иванов, Маргарита Сабашникова (цикл стихов «Лесная свирель»). Их-то Волошин и приветствовал из далекого восточного Крыма («Я здесь расту один, как пыльная агава...»).  В стихотворении, посвященном Вячеславу Иванову, Волошин создаёт опоэтизированную характеристику своих друзей-поэтов:

Я здесь расту один, как пыльная агава,
На голых берегах, среди сожженных гор.
Здесь моря вещего глаголящий простор
И одиночества змеиная отрава.
А там, на севере, крылами плещет слава,
Восходит древний бог на жертвенный костер,
Там в дар ему несут кошницы легких Ор...
Там льды Валерия, там солнца Вячеслава,
Там брызнул Константин певучих саламандр,
Там снежный хмель взрастил и розлил Александр,
Там лидиин "Осел" мечтою осиян
И лаврами увит, там нежные Хариты
Сплетают верески свирельной Маргариты...
О, мудрый Вячеслав,- Максимильян.

(15 апреля 1907)

Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году. Лидия Зиновьева-Аннибал скончалась от скарлатины 17 октября 1907 года в дальнем поместье Могилевской губернии в Загорье. До конца жизни поэт не переставал оплакивать свою любовь. Никогда не расставался с ее портретом, посвящал ей стихи, исступленно повторяя строчки, написанные в первые дни их знакомства:

Мы - два грозой зажженные ствола,
Два пламени полуночного бора;
Мы - два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела.

 Внезапная смерть любимой женщины потрясла Вячеслава Иванова настолько, что явилась поворотным моментом в его творчестве и духовных исканиях. После этого поэт глубоко ушёл в теософию и мистику.  Через два с половиной года он женится на падчерице Вере  Шварсалон - дочери Зиновьевой-Аннибал (очень похожей на мать). От этого брака родился сын Дмитрий (1912—2003).

Маргарита Васильевна Сабашникова. Зимний кабинет. Коктебель. 1906 г. Фото М.А. Волошина

Судя по воспоминаниям современников, последние «среды» прошли на Башне весной 1912 года. В истории литературы Башня сохранилась как память о Серебряном веке - периоде расцвета культуры. «Это была атмосфера особенной интимности, сгущенная, но совершенно лишенная духа сектантства и исключительности – писал Николай Бердяев. – Поистине В. И. Иванов и Л.Д. Зиновьева-Аннибал обладали даром общения с людьми, притяжения людей и их взаимного соединения».

В. Иванов и Л. Зиновьева-Аннибал. 1906 г. Активную культурно-педагогическую деятельность Вяч. Иванов продолжал и после Октябрьской революции. С 1921 по 1924 год жил в Баку, где был сперва профессором, затем ректором университета, работал в народном комиссариате просвещения Азербайджанской ССР. В 1921 году защитил диссертацию о культе Диониса. Последние годы жизни провёл в Италии, где занимался в основном переводами произведений античных и средневековых поэтов.  В 1926 году поэт принял католичество. С 1926 по 1934 год преподавал русский язык и литературу в колледже в Павии, с 1934 по 1943 год - в Восточном институте Ватикана. В 1948 году по заказу Ватикана пишет вступление и примечания к Псалтири.

Итогом литературного творчества Иванова стал сборник стихов «Свет вечерний», опубликованный посмертно в Оксфорде в 1962 году. Вячеслав Иванов похоронен на протестантском кладбище в Риме, рядом с художником Карлом Брюлловым. В наши дни после многолетнего перерыва его книги вернулись к читателю, и уже невозможно представить себе Серебряный век поэзии без его имени.

На выставке представлены книги юбиляров из личной библиотеки М.А. Волошина, письма, фотографии, выдержки из воспоминаний современников. Привлекут внимание посетителей книги с дарственными надписями авторов Максимилиану Александровичу. Выставка продлится до 21 марта текущего года.  

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт