Книжная выставка "Не помню себя не рисующим"

В холле кассы  Дома-музея Максимилиана Александровича Волошина с 25 марта 2016 года экспонируется книжная выставка "Не помню себя не рисующим", посвященная 145-летию со дня рождения  Игоря Эммануиловича Грабаря – русского и советского живописца, реставратора, искусствоведа, просветителя, музейного деятеля, педагога. Выставка проводится до 15 апреля 2016 года в рамках комплексной     программы "Знаменательные даты года".

На выставке  представлены из научной библиотеки ДМВ книги и фотоальбомы:  прижизненная книга -  автомонография Игоря Грабаря "Моя жизнь" - М.: Искусство, 1937.  Впервые опубликованная в 1937 году она с тех пор не переиздавалась и стала библиографической редкостью. Практически мало известная или вовсе не знакомая широкому кругу читателей, эта книга всегда высоко ценилась специалистами по истории русского искусства.,  И. Грабарь "Письма 1891-1917" - М.: Наука, 1974. Грабарь И. Э. "Письма 1941-1960" - М.: Наука, 1983., Зингер Л. С. "Советская портретная живопись 1930-х – конца 1950-х годов" - М.: Изобразительное искусство, 1989, "По залам Радищевского музея" - Саратов: Приволжское книжное издательство, 2002.

Грабарь Игорь Эммануилович родился в Будапеште 25 марта 1871 года.  Учился в Петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И.Е.Репина, а также в студии А.Ашбе в Мюнхене (с 1896); организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников".

В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи ("Белая зима". "Грачиные гнезда", "Февральская лазурь",  "Мартовский снег", все три работы 1904) и натюрморты ("Неприбранный стол", 1907; все – в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой, 1909–1914).

Активно работал как художественный критик (в журналах "Мир искусства", "Старые годы", "Аполлон" и других). С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914).

В 1913 году Игорь Грабарь предложил Максимилиану Волошину написать монографию для издательства Кнебеля о Василе Ивановиче Сурикове. В 1916 году Грабарь в Москве пишет о своем удовлетворении новыми главами "Сурикова": очень логично, ясно и красиво построено, и верно". Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной школы сыграла подготовка многотомной Истории русского искусства (1906–1916; в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был автором ряда важнейших разделов.

Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913–1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918–1930, с 1944 – научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя. Исследования Грабаря расширили знания об отечественной средневековой культуре (уточнив, в частности, творческий облик Феофана Грека и Андрея Рублева) и усовершенствовали методику реставрации.

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам "старинных русских людей". Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная автомонография "Моя жизнь"(1937). При его участии вышла большая часть новой "Истории русского искусства" (тт. 1–13, 1953–1969). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).

В истории русского искусства 20-го века не было человека более разностороннего, проявившего себя в самых разных его областях, чем Игорь Эммануилович Грабарь. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, художник, преподаватель и писатель, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, мужества и решимости, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт