Вечер памяти открывает Т.М. Свидова

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
(В.А. Жуковский)

В.Е. Цигаль. Портрет О.С. Северцевой17 сентября в Доме поэта прошел вечер Памяти Ольги Сергеевны Северцевой. Ольга Сергеевна принадлежала к тем редким людям, которые действительно «животворили» привычный для нас мир, высвечивая его под другим, неожиданным ракурсом. Старалась привнести в него частичку той высокой духовности, которой всегда наполнен был и Дом Поэта, и дом Габричевских-Северцевых в Коктебеле.

Историк искусства, специалист в области театрально-декорационного искусства и эстетики, внучка биолога-эволюциониста Алексея  Николаевича Северцова, Ольга Сергеевна воспитывалась в семье тети, художницы Натильи Алексеевны Северцовой - Габричевской и историка искусства, философа, переводчика А.Г. Габричевского, принадлежавших к интеллектуальной элите своего времени. К  тем ученым и ярким личностям «Серебряного века», благодаря которым произошел величайший расцвет науки и искусства в России.

Фото. О.С. Северцева. МоскваОльга Сергеевна работала в издательстве Академии художеств, преподавала в ГИТИСе, вела курс лекций по истории искусств и эстетике в балетном училище, истории искусств и истории костюма в Щукинском училище. Обладая семейным архивом нескольких поколений известных родственников - Станкевичей, Лозина-Лозинских, Северцовых, Габричевских, Ольга Сергеевна тщательно и кропотливо его систематизировала и изучала. Она являлась Почетным членом Российской Академии художеств.

Отдельно следует упомянуть выпуск монографии: Книга-каталог к 100-летию А.Г. Габричевского, участие в издании «Морфологии искусства» А.Г. Габричевского; а также многочисленные публикации О.С. Северцевой по биографии А.Г. Габричевского и интервью.

Р.Р. Фальк. Портрет О.С. Северцевой. 1951-1952г.г.

Ольгу Сергеевну отличали непосредственность, резкость в оценках, яркий темперамент, бескомпромиссность и насмешливый характер. И, в то же время, огромный пиетет к ушедшему поколению ученых, художников, литераторов. Легендарный дом Габричевских в Коктебеле видел очень многих - от Макса Волошина до Иосифа Бродского. Красивая, яркая, самобытная, зачастую резкая в оценках и характеристиках, удивительно чуткая ко всякой фальши и пошлости. Категоричность в высказываниях непостижимым образом сочетались в ней с невероятным обаянием и тем, что сейчас называют харизмой. Именно такие люди не дают находиться в состоянии покоя и прекраснодушия. Обыватели их не понимают, и подчас раздражаются и негодуют, а они на самом деле чуть-чуть опережают время, не вписываясь в обыденные житейские каноны.

Научные сотрудники ДМВ Ю. Деркач и И. Коновалова

Незабываемое впечатление оставляли устные рассказы Ольги Сергеевны. В своих воспоминаниях она говорила  о давно утраченном  тихом Коктебеле, куда впервые попала в пятилетнем возрасте в 1937 году, а в следующий раз — спустя десять лет, после войны. С глубоким трепетом вспоминает она о Марии Степановне Волошиной, всю жизнь после смерти Волошина сохранявшей его дом открытым. Рассказывает о неожиданной покупке собственного дома Натальей Северцовой в 1947 году. Вспоминала круг друзей Габричевского и послевоенный быт в Коктебеле.  О «каменной болезни» - традиции собирания коллекций сердоликов и халцедонов. Ольга Сергеевна часто вспоминала и увлекательно рассказывала о многокилометровых прогулках по горам и долгих бесстрашных заплывах, о погружении с аквалангом (а это были одни из первых погружений с аквалангом в СССР!), о коктебельских нерушимых законах отношения к природе. В ее рассказах о коктебельской жизни 1950-х много интересных бытовых наблюдений: о том, что оставалось в Коктебеле от болгар и татар - дома, обычаи, вещи, слова, названия блюд и мест; как было устроено общение местных и приезжих.  Об одежде того времени, о бедности, свободе и полноте жизни.

Рассказывает художница  Наташа Арендт

Особое внимание уделялось арестам в 30-40-х годах и разгону ГАХНа, отношениям А. Г. Габричевского и М.А. Волошина. Постоянный фон этих рассказов - травля, аресты, отстранение от работы, умалчивание, нищенский быт.  И коктебельская жизнь, и московские встречи, по свидетельству Ольги Северцевой, давали им одну простую и бесценную возможность - держаться рядом, иметь возможность разговаривать и обсуждать свои научные и художественные задачи - то, что осталось главным содержанием их жизни.

Выступление фотохудожника Саши ГусеваПисьмо А.Г. Габричевского к М.А. Волошину читает заведующий ДМВ  А. Пристинский

Обладая яркой, неординарной внешностью, Ольга Сергеевна служила моделью многим известным художникам. Портреты юной Оли Северцевой писали Роберт Фальк, Николай Акимов, Александр Осмёркин, Владимир Вейсберг. Частыми гостями в профессорской квартире в корпусе Зоологического музея Московского университета и в коктебельском доме были друзья Александра Габричевского и Натальи Северцовой. Уже упомянутые замечательные художники и скульпторы, музыканты Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер, ученые, писатели, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года Иосиф Бродский, кинорежиссер Лев Кулешов с женой Александрой Хохловой, актрисой немого кино, и многие другие.

Своими воспоминаниями делится старинный друг Дома Поэта  М.В. Бокариус

 

Наследница и исследователь уникального семейного архива, носительница бесценных личных воспоминаний о творческой и человеческой дружбе Габрических с деятелями культуры того времени, Ольга Сергеевна стала организатором и куратором ряда выставок А.Г. Габричевского, Н.А. Северцовой, и их ближнего круга, уделив каждому произведению и архивному документу должное внимание. Большим культурным событием стали выставки к 100-летию А.Г. Габричевского в ГТГ, экспозиция «Искусство в кругу ученых», выставки на декабрьских вечерах в ГМИИ имени А.С. Пушкина, «Музыкант и его интересы», посвященная С. Рихтеру, и многие другие. Последняя выставка, которая открылась в 2019 году в здании Всероссийского музея А. С. Пушкина на Мойке, 12 - "А. Г. Габричевский. Государственная академия художественных наук. 1921 - 1929. Из собрания О. С. Северцевой".

О пребывании Иосифа Бродского в доме Северцевых-Габричевских в Коктебеле вспоминает А.Н. Конашов.

Ольгу Сергеевну с Домом Поэта объединяли давние дружеские и профессиональные отношения. Она была частым гостем музея на выставках, презентациях, вечерах и творческих встречах.  На протяжении многих лет являлась членом Попечительского совета музея. Вносила свой неоценимый вклад в развитие и становление музея. Практически, за 37 лет со дня официального открытия музея, она ни разу не пропустила знаменательный и один из главных для каждого, близкого Дому человека день – 17 августа – День именин Волошина. В 2017 году в музее прошла большая совместная выставка «Сотворение Киммерийского феномена: Волошин и Государственная Академия художественных наук», на которой впервые экспонировались лучшие произведения живописи, скульптуры, графики, а также документы из семейного архива и из фондовой коллекции ДМВ. Выставка была приурочена к 90-летию персональной выставки М.А. Волошина в ГАХНе (1927год). В экспозиции выставки представлены фотографии, запечатлевшие сотрудников ГАХНа и Максимилиана Волошина на открытии выставки художественных работ поэта, каталог выставки со статьей А.А. Сидорова, отрывок из статьи Габричевского «Героический пейзаж и искусство Киммерии», письма, иллюстрированные шуточными рисунками «на злобу дня», как правило, исполненными художницей Натальей Северцовой. Особый интерес вызывали фотографии постановочного плана и «живые картинки», на которых представлена «коктебельская колония ГАХНовцев», являющихся инициаторами праздников, спектаклей, мистификаций, розыгрышей, поэтических турниров, проводимых в Коктебеле в 1920-х годах.

С  заключительным словом выступает Н.М. Мирошниченко.

Открыла вечер Памяти О.С. Северцевой заведующий научно-экспозиционного отдела Свидова Т.М.   С большой теплотой и искренностью вспоминала многолетние коктебельские встречи с Ольгой Сергеевной представитель семьи Арендт, художница, хранитель семейного архива Наталья Арендт. Хранитель отдела редкой книги Всероссийского музея А.С. Пушкина на Мойке, близкий друг М.С. Волошиной, библиофил М.В. Бокариус рассказала о последней выставке Ольги Сергеевны, организатором и инициатором которой была Мария Витальевна. Известный московский фотохудожник, коктебелец по призванию (более пятидесяти лет темой его выставок неизменно остается Коктебель), автор многих выставок в Доме-музее М.А. Волошина, близкий друг и незаменимый помощник Саша Гусев поделился интересными воспоминаниями о совместной работе с Ольгой Сергеевной по оцифровке семейного архива. На вечере демонстрировались слайды из архива Северцевых-Габричевских и из фондового собрания Дома-музея М.А. Волошина.

Вечер Памяти О.С. Северцевой

Невольно задумываешься, как можно охарактеризовать двумя-тремя фразами этот феномен по имени Ольга Сергеевна Северцева? Наверное, это состояние полёта, внутренней свободы, независимости внешним обстоятельствам. А еще Ольга Сергеевна была как бы связующим звеном между прошлым и настоящим, пытаясь соединить времена и эпохи и донести до нас великие имена близких и дорогих ей людей, тем самым даруя им бессмертие.

Пусть память об Ольге Сергеевне Северцевой будет светлой и вечной!

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт