Данная работа вводит в научный оборот банкноту Главного командования Вооруженных сил на юге России (ВСЮР) достоинством 10 000 рублей образца 1919 г. с серийным номером ЯН-036 (Рис. 1), выпущенную Феодосийской экспедицией заготовления государственных бумаг.

1

Банкнота обнаружена в 2019 г., при начале реставрации Дачи Стамболи, объекта культурного наследия народов РФ федерального значения (Республика Крым, г. Феодосия), в воздуховоде здания [Изотов, 2019].

Банкноты ВСЮР данного типа не уникальны. Напечатанные в огромных количествах, они прекрасно известны специалистам и любителям [Майко, Майко, 2022. С. 161].

Ценность данной банкноты обусловлена местами выпуска и находки. А бытование её связано с жизнью мужа Марины Цветаевой, Сергея Эфрона, который прошёл всю Гражданскую войну вплоть до эвакуации из Крыма белогвардейских войск в ноябре 1920 г.

В настоящее время банкнота (ММиАЦ КП-1127 В-198) находится в фондах отдела «Музей Марины и Анастасии Цветаевых» ГАУК РК «Музей-заповедник «Киммерия М.А.Волошина», обозначив новый раздел денежного обращения «цветаевской эпохи».

Вышеупомянутая банкнота – далеко не первая находка денежных знаков данного типа в Феодосии в целом и на Даче Стамболи в частности.

2

Рис. 2.
10 000 рублей ЯН-037 из фондов Музея-заповедника «Судакская крепость» (фото автора)

В начале 2019 г. в Музей подводной археологии ГБУ РК «Черноморский центр подводных исследований», который в тот период занимал здание Дачи Стамболи, местный житель передал две банкноты достоинством 10 000 рублей с серийным номером – ЯН-073 (Рис. 2). По словам сдатчика, несколько миллионов не бывших в обращении рублей были обнаружены в 90-х гг. ХХ в. в купольном помещении Дачи Стамболи при ремонте отопительной системы [ЧЦПИ, 2019. С. 3]. Банкноты лучшей сохранности разобрали на сувениры, а имевшие плохое состояние выбросили. Часть купюр в банковской упаковке была передана в Феодосийский музей денег [Мащенко, 2004]. В настоящее время, после слияния двух учреждений – ГБУ РК «Черноморский центр подводных исследований» и ГБУ РК «Музей-заповедник «Судакская крепость», две упомянутые банкноты (ЧЦПИ КП-820/1-2 ДС-35-36) находятся в фондах ГБУ РК «Музей-заповедник «Судакская крепость».

Все три вышеприведённые банкноты обнаруживают сходство литер и цифр в обозначении номера серии, причём литера «Н» и две последние цифры номера, особенно в правой части, несколько выше других знаков.

Для крымских историков, коллекционеров и музейных сотрудников банкноты ВСЮР в 10 000 рублей представляют интерес именно местом изготовления. Литера «Я» в обозначении серии говорит о Феодосийской Экспедиции заготовления государственных бумаг [Майко, Майко, 2022. С. 141]. Согласно орфографии того времени, название «Феодосия» писалось с буквы «фита» – «Θеодосия». Выпущенные в Одессе денежные знаки маркированы литерой «О». Поэтому, во избежание путаницы, вызванной сходством написания литер «О» и «Θ», для феодосийских выпусков была взята литера «Я».

Выпускать деньги Главное командование ВСЮР в Феодосии начало в феврале 1920 г. Они активно обращались на полуострове вплоть до исхода Русской армии и сочувствующего ей гражданского населения в ноябре 1920 г. В отличие от мелких и средних номиналов, 10 000 рублей 1919 г. являлись одними из самых ходовых, что подтверждается существующими коллекциями [Майко, Майко, 2022. С. 145], а также большим количеством находок в последующие годы.

Какую историю может рассказать эта банкнота?

С остатками Вооружённых Сил Юга России и беженцами в Крым пришли бумажные деньги. Вместе с деньгами ВСЮР обращались «романовские», «думские», «керенские» рубли, украинские карбованцы, рубли Крымского краевого правительства, а также донские и советские. В июле – августе «романовские» котировались в 40 – 60 раз дороже рублей ВСЮР, «думские» – в 13, «керенские» – в 4, «донские» – в 2 раза. Усугубляла хаос пришедшая с интервентами иностранная валюта [Карпенко, 2005].

Темпы инфляции в 1920 г. поражали воображение. Если в марте 1920 г. в обращение было выпущено 30 млрд бумажных купюр, то к августу выпуск достиг уже 50 млрд. [Цветков, Цветкова, 2018. С. 181].

В марте в Крыму фунт пшеничного хлеба стоил 10 – 15 рублей (4 – 6 рублей в октябре 1919 г.), фунт говядины – 175 рублей (20 рублей), фунт сахара-песка – 550 рублей (65 рублей). В июле, при непродолжительной стабилизации, фунт пшеничного хлеба стоил 135 рублей, фунт говядины – 900 рублей, фунт сахара-песка – 1 700 рублей. Почти не менялась цена на крымскую соль – от 3 до 6 рублей за фунт. Более «дорогими» были Евпаторийский и Феодосийский уезды, Перекопский и Симферопольский – немного «дешевле» [Цветков, Цветкова, 2018. С. 182 – 184].

Эмиссия стала единственной возможностью для белогвардейского правительства наполнить бюджет.

История Феодосийской экспедиции начинается в 1875 – 1876 гг., когда на Земской улице появилась типография Звенигородского. В 1881 – 1882 гг. при ней возникло литографическое производство, поскольку табачная фабрика Стамболи и винодельческие предприятия нуждались в яркой упаковке и рекламе.

В настоящее время на улице Земской улице (до 2023 г. – улица Карла Либкнехта) можно увидеть сохранившиеся двухэтажные дома № 6 (главный корпус ОАО «Государственная офсетная фабрика») и № 8 (редакция газеты «Победа» и гостиница «Хелена»), которые прежде занимала типография (Рис. 3).

3

Рис. 3.
Сохранившиеся здания бывшей Феодосийской ЭЗГБ на ул. Земской (фото автора)

Действующую в городе ЭЗГБ подробно описывает журналист П. Никашин в феодосийской газете «Вечернее время» от 23 сентября 1920 г.: «Через ворота, охраняемые днем и ночью караулом, вы входите в чистый двор, огромный четырехугольник коего застроен двухэтажными каменными корпусами. Везде электричество, чистота, по рельсам вдоль двора катятся вагонетки. Во главе Экспедиции в качестве заведующего стоит А.А. Коновалов, бывший директор Товарищества Сытина в Москве, знаток типолитографического искусства. Технической частью заведует инженер И.О. Барановский...». Далее: «В течение 2 месяцев удалось пустить еще 4 машины, оборудовать свою электрическую станцию, чтобы не зависеть от Городской станции, так как работы в Экспедиции идут круглые сутки... По докладу Коновалова и Барановского министерство финансов командировало их в Константинополь для покупки других материалов и технических материалов. Из Константинополя были вывезены 4 машины, краски и бумага. Ныне работа экспедиции идет полным ходом, удовлетворяя все требования правительства» [Олещук, 2007].

До 19 мая Феодосийская Экспедиция напечатала и через Феодосийское отделение Госбанка выпустила в обращение почти 12 млрд рублей. Однако эта денежная масса не покрыла нужды Военного управления, и полевые казначейства либо отказывали войскам в деньгах, либо выдавали их частями. За июнь Экспедиция напечатала почти 17 млрд рублей, но инфляцию это не остановило. В июле банкноты достоинством в 100 и 250 рублей стали разменными (их пренебрежительно называли «хамсой»), а самыми ходовыми – банкноты достоинством в 1 000 и 10 000 рублей [Карпенко, 2005].

С 15 сентября по 15 октября Феодосийская Экспедиция получила заказ на выпуск 60 млрд денежных знаков [Цветков, Цветкова, 2018. С. 181], причём из-за роста инфляции этот заказ был выполнен только на 75% [Карпенко, 2005].

Всего с февраля по октябрь Феодосийское отделение Госбанка выпустило в обращение около 177 млрд рублей, отпечатанных Феодосийской ЭЗГБ. Дефицит бюджета правительства юга России, составлявший порядка 250 млрд рублей, был покрыт примерно на 70% [Карпенко, 2005].

Значительнее всего продовольствие подорожало в конце октября – почти на 150%. Перед эвакуацией из Крыма цена фунта пшеничного хлеба выросла с 500 до 5 000 рублей, фунт говядины стоил 1 800 рублей. Резкий скачок объяснялся оставлением Северной Таврии, главного источника снабжения городов и армии, а также последующим «обвалом» врангелевского рубля [Цветков, Цветкова, 2018. С. 186]. К ноябрю 1920 г. его курс по сравнению с 1914 г. упал более чем в 10 тысяч раз (то есть 1 000 рублей стоила 7 – 9 довоенных копеек).

Из дневника севастопольского очевидца событий:

«28-го октября […] цены лихорадочно растут, фунт стерлингов дошел до 600 тысяч.

30 октября […] Магазины торгуют бойко, распродавая последний товар по баснословным ценам. Некоторые магазины уже закрыты. У булочных стоят громадные очереди. Возле меняльных лавочек и банкирских контор оживленно переговариваются группы дельцов. Валюты нигде нет. За нее готовы отдать все. Правда знаки главного командования еще принимаются, но рубль потерял всякую покупательную способность. За фунт стерлингов предлагают свыше миллиона.

31 октября ...Магазины все закрыты, действуют только кафе. Деньги Главного командования совершенно обесценены. Фунт стерлингов котируется около двух миллионов, хлеб стоит 10 – 15 тыс.фунт. Ординарец Донского атамана за кусок колбасы в пять фунтов заплатил полмиллиона. Все, что где-либо появляется на лотках или в киосках, расхватывается моментально…» [Владимирский, 2007].

К концу октября полный финансовый крах совпал с крахом военно-политическим. 28 октября войска Красной Армии прорвали фронт, а на следующий день барон П.Н. Врангель отдал приказ об эвакуации. В течение трёх дней почти все желающие сели на пароходы, которые 1 ноября покинули крымские порты.

После занятия Крыма войсками Красной Армии населению пришлось тяжело, т.к. «новых [денег] не появлялось в течение почти двух недель и все запасы продуктов были реквизированы для Красной армии [...]. Служащие недели через две-три стали получать казенный паек в виде одного фунта хлеба (впоследствии он был уменьшен до 3/4 фунта) в день; 1 фунта кофе, 1 фунта крупы, 1 фунта соли – в месяц» [Владимирский, 2007].

В Российском Государственном военном архиве находится телеграмма члена Реввоенсовета 4-й армии С. Анучкина: «Москва. Наркомфин Крестинскому. Копия РВС Южфронта. Феодосия, 16 ноября 1920 года. При занятии Феодосии нашими частями захвачена полной исправности Экспедиция заготовления государственных бумаг. Запас врангелевских денег до 6 миллиардов рублей (недопечатанные 25 000-рублевые купюры – К.Г.), хотя цифра еще не проверялась. Испрашивается указание, как быть с врангелевскими денежными знаками. Аннулировать их не представляется возможным, пока не будут присланы в достаточном количестве советские знаки, о чем и ходатайствуется. Необходимо прислать самым экстренным способом, используя для этой цели, может быть, грузовой аэроплан, чтоб скорее аннулировать дензнаки Врангеля» [Олещук, 2007].

Бесполезная масса врангелевских денег заполнила все помещения банков и финотделов полуострова. Крымфинотдел в декабре 1920 г. из-за острого дефицита наличности предлагал пустить их в обращение в пропорции 1:40, а Симферопольское отделение Народного банка просило разрешения использовать их для отопления. Но Наркомфин РСФСР приказал утилизировать их полностью, но часть денег уцелела. Согласно данным архивов, в 1924 г. Наркомфин Крыма продавал врангелевские дензнаки полиграфическим учреждениям как сырье для переработки [Олещук, 2007].

Однако, несмотря на все предпринятые меры, деньги Феодосийской ЭЗГБ даже сто лет спустя продолжают напоминать об ушедшей эпохе.

Библиография:

ВЛАДИМИРСКИЙ М. Феодосия – столица «звонов». К истории денежного обращения на белом Юге в 1920 году // Электронный ресурс: http://www.bonistikaweb.ru/STATYI/vladimirskiy3.htm (дата обращения 15.04.23).

ИЗОТОВ И. Реставраторы Дачи Стамболи нашли деньги Врангеля // Крымская правда, 26 октябрь 2019. // Электронный ресурс: https://c-pravda.ru/news/2019-10-26/restavratory-dachi-stamboli-nashli-dengi-vrangelya (дата обращения 15.04.23).

КАРПЕНКО С.В. «Врангель в Крыму: государственность и финансы» // С.М. Исхаков. «Крым. Врангель. 1920 год». Сборник докладов участников международных коллоквиумов, проведенных в Москве (2005 г.) и в Ялте (2006 г.) при финансовой поддержке Фонда русской истории (Нидерланды) // Электронный ресурс: http://www.krimoved-library.ru/books/krim-vrangel-1920-god.html (дата обращения 16.04.23).

МАЙКО В.В., МАЙКО Н.Б. Ещё раз о денежных знаках Вооружённых сил Юга России, выпущенных в Крыму (на примере коллекции бон Центрального музея Тавриды) // «ПриPONTийский меняла: деньги местного рынка». VII Международный Нумизматический Симпозиум (Судак, 21 – 25.09.2020 г.). Материалы научной конференции / Отв. ред. Н.А. Алексеенко. – Симферополь: Колорит, 2020. С. 139 – 146.

МАЙКО В.В., МАЙКО Н.Б. Особенности выпуска 10 000 рублей ВСЮР в Феодосии (на примере коллекции банкнот Центрального музея Тавриды // «ПриPONTийский меняла: деньги местного рынка». IX Международный Нумизматический Симпозиум (Черноморское, 2 – 8 сентября 2022 г.). Материалы научной конференции / Отв. ред. Н.А. Алексеенко. – Симферополь, 2022. С. 159 – 166.

МАЩЕНКО А. Орёл и решка Александра Олещука // Крымское время, № 123 (1967), 9 июля 2004.

ОЛЕЩУК А.Р. Денежные выпуски Ростовской-на-Дону конторы Государственного банка и Вооружённых Сил на Юге России, выпущенные на территории Украины и Крыма // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. – М., 2007. № 12 (53). С. 116 – 127.

ЦВЕТКОВ В.Ж., ЦВЕТКОВА Е.А. Особенности регионального продовольственного рынка в Крыму и Северной Таврии в годы Гражданской войны (весна – осень 1920 года) // Historia Provinciae – Журнал региональной истории. 2018. Т. 2. № 4. С. 178 – 198.

Черноморский центр подводных исследований. Протокол Экспертной фондово-закупочной комиссии № 1. 22.02.2019. С. 3.

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт