Выставка «Я только скульптор, я выражаю себя только через пластические средства»

К 140-летию со дня рождения А. Т. Матвеева.

Я всегда делал, что думал
А.Т. Матвеев

А.Т. Матвеев Из каталога к 100 летию со д. р. 1978

А.Т. Матвеев. Автопортрет. Голова. Бронза. Отлив 1946 г. Собрание Государственного Русского музея; приобретено у автора в 1946 г. Фото из каталога выставки произведений А.Т. Матвеева к 100-летию со дня рождения. Л., ГРМ, 1978

«Матвеев – русский скульптор, на котором лежит явственная печать исторического признания», - справедливо утверждал Андрей Левинсон - автор первой публикации о творчестве Александра Терентьевича Матвеева (1878-1960), с чьим именем связана целая эпоха в русской скульптуре – от короткого «ренессанса» в начале XX века до становления стиля советского искусства. Он воспринял традиции мастеров пластической формы русского классицизма рубежа XVIII-XIX веков, для которых античность была как свое кровное наследство. В творчестве Матвеева эти традиции нашли свое новое выражение. Периода ученичества Матвеева в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества под руководством П.П. Трубецкого сохранилась одна из значительных его работ – портрет В.Э. Борисова-Мусатова – русского живописца, старшего товарища скульптора, выполненный в 1900 году.

А.Т. Матвеев. Портрет художника В.Э. Борисова-Мусатова.  Бронза. 1900 г. Отлив 1959 г. А.Т. Матвеев. Портрет художника В.Э. Борисова-Мусатова.  Бронза. 1900 г. Отлив 1959 г.  - 2

А.Т. Матвеев. Портрет художника В.Э. Борисова-Мусатова.  Бронза. 1900 г. Отлив 1959 г.  - 1

А.Т. Матвеев. Портрет художника В.Э. Борисова-Мусатова. Бронза. 1900 г. Отлив 1959 г. Собрание Государственного Русского музея; из Государственной Третьяковской Галереи; ранее принадлежал В.Э. Борисову-Мусатову. Фото из каталога «Александр Матвеев». М., «Советский художник», 1979

Период становления Матвеева завершается поездкой в Париж в 1906 году на стипендию, полученную благодаря содействию другого русского мастера живописи В.Д. Поленова. Там он рисует в частных студиях, посещает Лувр, где знакомится с его лучшими шедеврами. С 1907 по 1912 годы Матвеев работает над декоративной скульптурой для ландшафтного парка имения мецената и коллекционера Я.Е. Жуковского в Новом Кучук-Кое (Ялтинский уезд, близ Симеиза) в Крыму. Этот парк считается памятником русского садово-паркового искусства эпохи модерна, связанный с эстетикой символизма и является одним из первых крымских парков на южном берегу. Парк и дом - результат сотворчества художников московского объединения «Голубая роза» - А.Т. Матвеева, П.В. Кузнецова, П.С. Уткина. Ансамбль усадьбы Новый Кучук-Кой сохранился не полностью: матвеевские статуи большей частью погибли во время Великой Отечественной войны. В 1960-е годы ученики скульптора восстановили работы своего учителя, но и они не все сохранились до настоящего времени. Упомянутая в начале статья А. Левинсона, опубликованная в 1913 году в журнале «Аполлон» № 8, проиллюстрирована, в том числе кучук-койскими скульптурами Матвеева.

apollon cover
Издание из библиотеки М. Волошина. Инв. № Б-4414

«Историк отнесет Матвеева к тому же движению, которое выдвинуло во Франции – Деспио и Бернара, в Германии – Лембрука, в Польше – Эдуарда Виттига, а зачинателем и средоточием которого является Аристид Майоль.

Аристид Майоль французский скульптор и живописец. В 1997 году «Портрет М.А. Волошина в кресле» (1916 г.) работы Диего Ривера из собрания Дома-музея М.А. Волошина экспонировался на выставке «Диего Ривера – Фрида Кало» в музее Майоля  (Musée Maillol) - Фонд Дины Верни в Париже.

Подобно Майолю, Матвеев сомкнул и упростил профили своих фигур, выразил тело, женское или юношеское, в созвучной игре округлых поверхностей. Между тем, как школа Родена, в лице значительнейшего ее представителя, Бурделя, осуществляет в лепке буйные вихри напряженного до крайности движения, увлекая необузданной силой механических контрастов, - Матвеев, в степени еще большей, чем Майоль, тяготеет к медлительным темпам движения, еле нарушающего недвижность, изображает покой, сон, истому пробуждения. Масса его тела уплотняется, анатомические подробности, выпуклости сухожилий и суставов сглажены ритмическим течением линий», - писал о скульпторе А. Левинсон, отмечая «поэтическую сущность его творчества» и «очень глубокий лиризм».

С 1912 года Матвеев живет в Петербурге, где много работает для архитектуры. После Октябрьской революции создает монументальную скульптуру. 7 ноября 1918 года перед зданием Смольного был открыт памятник Карлу Марксу, который высоко оценил первый нарком просвещения А.В. Луначарский, поставив его в ряд тех произведений, которые «заслуживают быть перелитыми в бронзу». Этот год - и начало педагогической деятельности Александра Терентьевича Матвеева, мастерская на Литейном дворе на долгие годы стала «школой» для многих талантливых учеников. Даже те, которые непосредственно не учились у Матвеева, считали его одним из своих учителей. «Он наставлял: когда лепишь, нужно лепить не руку, а образ руки, не ногу, а образ ноги. И главное — нужно уметь видеть натуру. Уметь видеть натуру — сложное понятие. Всякий, кто имеет глаза, видит. Но когда начинаешь лепить, оказывается, из красивой ноги получается «колбаса». Потому что мало увидеть красоту, нужно ее понять, познать законы пластики», - писал советский и российский скульптор, профессор, академик РАХ Юрий Чернов.

Самыми ранними станковыми произведениями Матвеева советского периода являются фигурки обнаженной женской модели, составляющие так называемую фарфоровую серию. В 1925 году на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже Матвееву за лучшие работы этой серии присудили золотую медаль. В библиотеке М. Волошина хранится каталог этой выставки, с заметкой художника и искусствоведа Сергея Ромова «Павильон СССР». Здесь же сохранились каталоги выставок 1912 года, в которых участвовал Матвеев – художественных обществ «Ослиный хвост» и «Бубновый валет». Однако произведения скульптора остались вне этих каталогов. В каталоге пятой художественной выставки журнала «Мир Искусств», состоявшейся в 1903 году, под номером 215 указана «Женская статуя» А. Матвеева.

arts decoratifs cover
Arts Decoratifs. Paris 1925

5 Б 2011 1 с. обл. 280 3815 Б 2011 тит. л. 6 Б 2014 1 с. обл. 280 411 6 Б 2014 тит. л.7 НВ 29084 1 с. обл. 183 4207 НВ 29084 с. 12 13 280 327

Издания из библиотеки М. Волошина. Инв. №№ Б-2424, 2011, 2014 и НВ-29084

Еще одно издание из мемориальной библиотеки – большеформатный альбом «Современная скульптура», предпринятое в 1908 году Сергеем Маковским. В библиотеке М. Волошина находится семь выпусков этого издания. Вашему вниманию представляется предисловие С. Маковского, размещенное в его первом выпуске, где автор дает оценку современного состояния «искусства ваяния», его «нового возрождения» и анонсирует список участников («поэтов мрамора и бронзы»), в числе которых значится и Матвеев. «Руководящая цель этого издания - как можно более широкое ознакомление русской публики с выразителями различных течений современного ваяния, не исключая скульпторов, еще мало определившихся или уже переживающих свою славу. В издание войдет 40 воспроизведений меццотинтой со скульптур иностранных и русских авторов; к каждому снимку будет приложена страница пояснительного текста», - заключает С. Маковский.

1 280 3552 280 3593 280 3644 280 383

Издание из библиотеки М. Волошина. Инв. № Б-2153

В зрелые годы творческие замыслы мастера рождались постепенно. Лишь в 1927 году появляется программная работа Матвеева советского периода – монументальная группа «Октябрьская революция». Это произведение было создано по заказу Совнаркома к юбилейной художественной выставке, посвященной 10-летию Октября.

А.Т. Матвеев Из каталога Сокровища Гос. Русского музея.

А.Т. Матвеев. Октябрьская революция. Бронза. 1927 г. Собрание Государственного Русского музея. Фото из каталога «Сокровища Государственного Русского музея». Л., 1975

Тридцатые годы в жизни Матвеева были наполнены напряженной педагогической и творческой деятельностью. Итогом раздумий скульптора явился его «Автопортрет», законченный перед началом войны. Последнее двадцатилетие Матвеев работал над созданием образа А.С. Пушкина. «Форма сгущается, форма определяется», - говорил он в конце своей жизни. Пушкинские портреты тому подтверждение.

А.С. Пушкин
А.Т. Матвеев. Александр Сергеевич Пушкин. Голова. Бронза, лабрадорит. 1938-1940 гг. Отлив 1962 г. Бюст. Пластилин. 1948-1960 гг. Фигура. Пластилин. 1948-1960 гг. Собрание Государственного Русского музея; ранее принадлежали З.Я. Матвеевой-Мостовой. Фото из каталога «Александр Матвеев». М., «Советский художник», 1979

Известны скульптурные изображения поэтов, к образам которых в своем творчестве обращался А.Т. Матвеев. Он создал исторические портреты А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Т.Г. Шевченко, и один современника – М.А. Волошина. О портрете М. Волошина и о пребывании А.Т. Матвеева в Коктебеле расскажем во второй части этого проекта.

11 1 280 41011 2 266 42011 3 361 28012 1 280 35012 2 280 36312 3 280 371

Издания из научной библиотеки Дома-музея М.А. Волошина

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт