Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

15 299 420Василий Эдуардович Дембовецкий прожил настоящую творческую жизнь. Василий Дембовецкий родился 10 декабря 1883 года в городе Александровске Екатеринославской губернии (ныне г. Запорожье). Его отец, Эдуард Станиславович Дембовецкий, служил в управлении Южной железной дороги. Он происходил из потомственных польских дворян, имевших фамильное имение и свой герб.

Мать В.Дембовецкого – Евгения Николаевна – русская, учительница музыки. В семье росло шестеро детей, Василий был четвертым. По материнской линии он являлся потомком великого русского математика Н.И.Лобачевского.

14 735 489

В 1903 году В.Дембовецкий окончил Павлоградскую классическую гимназию, где обучали и древним языкам. В 1903-1908 гг. учился на словесном отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета.

13 735 490

Он окончил университет не только с дипломом I степени, но и со званием кандидата филологических наук. Ученую степень как раз и обеспечила его работа о технике русского орнамента, предваряемая эпиграфом великого художника: «Подробность люблю каждую». Василий Иванович Суриков советовал и опубликовать кандидатскую диссертацию, однако она увидела свет позже, в 1917 году

Города и годы

12 290 420 Учительствовать в Павлограде, однако, удалось недолго. Открылся туберкулез. Доктора посоветовали перебраться в места с более теплым климатом.Так Василий Дембовецкий очутился в Феодосии, где «застрял» на 15 лет.

С 1911 года он начал работать в частной женской гимназии В.Гергилевич, одновременно читая лекции по русской и зарубежной литературе в учительском институте, в институте народного образования и в народном университете Феодосии.

 

Начало творческой деятельности

11 314 420

Этот южный город в начале ХХ столетия жил насыщенной и разнообразной литературно-культурной жизнью. В нее очень естественно вписался и высокоэрудированный поэт и художник, отличный декламатор Василий Дембовецкий. В 1914 году 30-летний поэт издал первый сборник стихов «Волокна и ткани», куда вошли 137 посвящений, любовная и пейзажная лирика, философские размышления... В мемориальной библиотеке дома-музея в Коктебеле хранится томик этого сборника с дарственной надписью: «Максимилиану Александровичу Волошину. В.Дембовецкий. Феодосия. Май. 1914».

Поэты Серебряного века

М. Волошин был всего на несколько лет старше В.Дембовецкого и увлекал его масштабом своей неординарной личности, был сродни ему по энергии, творческому духу, многогранности и глубине интересов. Не случайно два поэта активно участвовали в совместных чтениях лекций и собственных стихов в литературно-художественном обществе «Киммерика», в Феодосийском литературно-артистическом кружке, вписавших не одну яркую строку в историю русской культуры начала ХХ века.

10 735 386

Посвящение В. Дембовецкого М. А. Волошину

И рост, и грудь, и голова кентавра,
И грива, как священный лес,
И круглых глаз нерасточенный блеск,
Таящий небо солнечного Тавра.
И та же мощь, и та же пышность мышц!
Он сохранил спокойный торс гиганта,
Он строг, как лист дорийского аканта
На камнях киммерийских пепелищ.

Путешествие по Сибири

Студентом В. Дембовецкий путешествовал по южной Сибири: посетил минусинские степи, Красноярск. 09 420 318Во время поездки познакомился с Василием Ивановичем Суриковым. Впечатление от увиденного настолько поразило молодого литератора, что в 1907 году в Москве Дембовецкий написал книжку « О чертах быта в русском орнаменте». Отпечатанная на правах рукописи уже в 1917 году в Феодосии, она была посвящена Сурикову, «свидание с которым, раскрывшее перед автором заветный «сундук» драгоценных эскизов и акварелей художника, а вместе с ним и его недовершенные мечты, и веселую, и жуткую, как таежная тропа - «чудница», тайну творческих исканий и зачатий, позволило достойнее оценить стихийный смысл занимавшего своей исключительностью народного русского орнамента». Помимо посвящения, книгу предваряет эпиграф из Сурикова: «Подробность люблю каждую». Как объясняет Дембовецкий, эти слова художника он вынес из совместной беседы.

Литературно-художественное общество «Киммерика»

В октябре 1916 года в Феодосии возникло литературно-художественное общество, в декабре получившее имя «Киммерика». Оно было основано по инициативе начальника Феодосийского и Максимилиана Александровича Волошина. Целью этого общества ставилось «содействовать распространению литературного и художественного образования в населении и среди своих членов,а также оказывать помощь лицам, посвятившим себя литературному труду и художественной деятельности». Активно участвовали в деятельности «Киммерики» Волошин, Дембовецкий, преподаватель словесности Ю. А. Галабутский, поэтесса Г. В. Полуэктова, актриса Ф. Г. Раневская и другие.

Первое организационное собрание состоялось в помещении управления порта 12 октября 1916 г., на котором присутствовало до 130 человек. Были намечены четыре секции: литературная, драматическая, музыкальная и художественная. 22 октября в зале частной гимназии В. М. Гергилевич (своего здания у общества еще не было) состоялось первое публичное заседание литературной секции.

08 735 531

В декабре общество нашло, наконец собственное помещение - в доме В.Бычковского (заведовавшего хозяйством общества) в переулке против городских купален.

07 735 556

В рамках деятельности проходили литературные вечера, художественные выставки, любителями и силами членов общества ставились небольшие фрагменты из известных театральных постановок.

В конце 1916 г. общество "Киммерика" возглавил известный журналист и крымовед, уважаемый в городе человек - Вениамин Давидович Гейман.

Помимо устройства собраний своих членов, публичных вечеров, докладов и бесед, каждый отдел общества "Киммерика" намечал еще целый ряд мероприятий. Литературный - планировал создание читален, библиотеки и архива по истории Одессы; художественный - организацию школы рисования? , художественный музей имени А.Куинджи, выставок работ членов общества и художников-крымчан. Музыкальный отдел намеревался выписывать концертантов из Петрограда, Москвы, Киева, Одессы, организовать профессиональный хор, учредить музыкальное училище. Драматический отдел должен был ставить спектакли, открыть курсы декламации и пластических танцев, собирать литературу по театральному искусству и истории театра...

06 293 420Большая часть этих проектов осталась неосуществленной, чему помешали события 1917 года и дальнейшее развитие истории.

Силами общества ставились небольшие фрагменты из известных театральных постановок. В конце 

И осенью же 1916 г. в Феодосии героиня-«кокет» Фаина Раневская знакомится с поэтом М. Волошиным. А 18 декабря участвует в его вечере памяти поэта Верхарна, читает стихи этого поэта на французском языке и участвует в вечере «Киммерики».

В 1919-1920 годах в городе возник Феодосийский литературно-артистический кружок (ФЛАК) по инициативе А.Самарина-Волжского - настоящее имя Арнольд Маркович Левинский (1880-1949), московского актера и режиссера.

05 735 551

Город Феодосия в начале ХХ столетия жил насыщенной и разнообразной литературно-культурной жизнью. В нее очень естественно вписался и высокоэрудированный поэт и художник, отличный декламатор Василий Дембовецкий.

На городских литературных вечерах, проводившихся в Феодосии довольно регулярно, он читал свои стихи. Об одном из вечеров, в котором участвовали Дембовецкий и жившие тогда в Феодосии сестры Цветаевы, вспоминает Анастасия Ивановна Цветаева. Это был вечер в Азово-Донском банке. Сестры читали в унисон, «сиянье восторженных лиц, ...а за окнами — шум моря... Еще не смолкли голоса восхищения, внимания, растроганности, когда Марина, смущенно улыбаясь, ищет взглядом Дембовецкого: «Теперь вы. Вы обещали». И он, встав, вдруг изменился, весь собирается с мыслями. Стоит, строгий. И он начинает читать. Он, конечно, читал несколько стихотворений, мы просили, но я запомнила одно — и Марина его тоже запомнила, и любила нежно, как что-то свое. И я помню его через шестьдесят лет. И я помню голос: не тембр, не низкий или высокий, а голос души мужской: Как странно расставаться навсегда! Держать в руке твою родную руку...

Сестры Марина и Анастасия Цветаевы

04 735 558

Стихотворение Василия Дембовецкого "Как странно расставаться навсегда", сделанный рукой Анастасии Цветаевой на обороте ее фотографии с сыном Андреем. Феодосия. 1913 год

03 268 420В 1917 году в Феодосии вышел второй поэтический сборник Василия Эдуардовича «Тридцать столетий назад». Им в эти годы был создан и цикл стихотворений «Моя жена», но в отдельную книгу он не вошел, а сейчас считается утерянным. Следует сказать, что с будущей женой Ниной Дмитриевной Дембовецкий познакомился на курсах по подготовке учителей высших начальных училищ, где он преподавал. Избраннице преподавателя было в то время 18 лет, разница в возрасте будущих супругов составляла 14 лет. На венчание Дембовецких в письме от 23 октября 1917 года сестре Анастасии откликнулась и Марина Цветаева: «Дембовецкий (поэт) женился на совсем молодой женщине, своей ученице, и выпустил вторую книгу стихов».

1917-й и начало следующего 1918 года в семье Дембовецких выдались богатыми на разные события. Хозяина дома наградили орденом Святого Станислава III степени.

С 1926 по 1929 год Василий Эдуардович преподавал русский язык и литературу в Донецком горном институте и в вечернем рабочем университете города Сталино. Осенью 1929 года он очутился на Севере.

По командировке Наркомпроса РСФСР с 1932 по 1934 год В.Дембовецкий преподавал античную литературу и литературу эпохи феодализма в Куйбышевском пединституте. С осени 1934 по май 1935 года читал лекции по теории литературы и фольклору в московском пединститут

Весной 1935 года Василий Дембовецкий с командировочным удостоверением Наркомпроса прибыл в Сыктывкар. 21 мая его зачислили старшим преподавателем кафедры литературы Коми пединститута, с 9 ноября 1938-го по 1 марта 1940 года он исполнял обязанности заведующего кафедрой. Василий Эдуардович читал лекции по истории всеобщей литературы, методике преподавания, античной культуре, фольклору. Среди его слушателей были студенты не только Коми пединститута, но и учительского института, а также эвакуированного в годы войны в Сыктывкар Карело-Финского университета.

02 282 420

В Сыктывкаре Василий Эдуардович успешно реализовал себя не только в педагогической работе. Свой поэтический дар он использовал в переводческой деятельности.01 266 420 В автобиографии, написанной в начале 40-х годов, он упоминает, что «первым перевел на три четверти поэтические произведения стихами И. А. Куратова на русский язык», а также ряд стихотворений молодых поэтов Коми.

Плодотворная педагогическая и просветительская работа В.Э.Дембовецкого не только открывала значимость наследия основоположника коми литературы, способствовала росту национального самосознания коми. Она поднимала у общественности и престиж Коми пединститута, который становился в те годы одним из главных центров культурной и научной жизни республики.

Умер Василий Эдуардович Дембовецкий на 61 году жизни.

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт