07 Автограф Ф. Сологуба

   

      В Мемориальной Мастерской Дома Поэта состоялось открытие выставки «Мне на таинственном пороге одно предвестие дано», посвященной 155-летию со дня рождения поэта, писателя и драматурга Федора Сологуба. Выставка экспонируется в рамках традиционного цикла «Воскрешая забытые имена», и ознакомиться с ней посетители смогут до 1 августа 2018 года. Личное знакомство Сологуба и Волошина произошло в Петербурге осенью 1906 года. Они часто встречались зимой 1906-1907 годов, а затем тесно сотрудничали.

    В фондах волошинского музея хранятся уникальные экспонаты, связанные с именем Федора01 Сологуба. Это архивные материалы, в том числе – вырезки из газет со статьями М.А. Волошина и поздравления (1925 год) к 30-летию литературной деятельности Максимилиана Волошина от Ленинградского отделения ВСП с подписью Ф. Сологуба, председателем которого Федор Кузьмич был избран в январе 1926 года. В мемориальной библиотеке поэта бережно хранятся книги, подаренные ему Сологубом с дарственными надписями. Так, один из автографов на книге из собрания сочинений писателя гласит: «Дорогому Максимилиану Александровичу Волошину с дружеским приветом. Федор Сологуб.».

    К сожалению, только часть из них может быть представлена на выставке по причине малой экспозиционной площади. Тем не менее экспонируемые предметы дают достаточно исчерпывающее представление о творчестве этого самобытного, ни на кого не похожего писателя. Это статья М.А. Волошина в газете «Русь» (1907 г.), портрет Федора Сологуба в 8-ой книге стихов «Пламенный круг» с инскриптом: «Максимилиану Александровичу на добрую память Федор Сологуб» (М., 1908 г.), пьеса 02«Победа смерти», впервые представленная 6 ноября 1907 года в Драматическом театре В.Ф. Комиссаржевской (СПб). В экспозиции выставки представлены сборники стихов с автографами поэта, его переводы стихов Поля Верлена, письмо Ф. Сологуба к М. Волошину с благодарностью за его статью «Блики», опубликованную в журнале «Дневники писателей», (1914 г.).

     Первые стихотворения Федора Сологуба датируются 1877 годом, но первая публикация вышла 28 января 1884 года в детском журнале «Весна» за подписью «Те-рников» - это была басня «Лисица и ёж». Еще в провинции он приступил к написанию романа «Тяжёлые сны», писал стихи, публикуя их в малотиражных газетах и журналах. Осенью 1892 году он получил должность учителя в Рождественском городском училище. В творческой деятельности литератора сыграл решающую роль переезд в Санкт-Петербург и его сотрудничество с журналом «Северный вестник», в котором в 1890-х годах стали регулярно печататься его стихотворения, рассказы, роман, переводы из Верлена и рецензии. В 1893 году в редакции этого журнала был создан его творческий псевдоним «Фёдор Сологуб», впервые опубликованный под стихотворением «Творчество».

      С середины 1890-х годов в доме у писателя по воскресеньям собирались литераторы, а в 1900-х его литературный кружок уже стал одним из центров литературной жизни Петербурга. Завсегдатаями «Воскресений» Федора Сологуба были Александр Блок, Максимилиан Волошин, Зинаида Гиппиус, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Корней Чуковский, Георгий Чулков, Дмитрий Мережковский и многие другие.

     Особый жанр творчества Фёдора Сологуба - «Сказочки» - с простым, но остроумным сюжетом. Автор создавал свои сказочные стихотворения в прозе для взрослых, намеренно используя приёмы детского рассказа. В 1904 году Максимилиан Волошин прочел сологубовскую сказку «Благоуханное имя», главными героями которой были принц Максимилиан и принцесса Маргарита. Мистическое совпадение имен в сюжете повлияли на личную жизнь поэта и его возлюбленной Маргариты Сабашниковой, в какой-то мере развеяв их взаимные сомнения в намерениях соединить свои судьбы.03

  Достоверно известно, что Максимилиан Александрович присутствовал 22 октября 1906 года на авторском чтении Федором Кузьмичем «Дара мудрых пчел».

   В 1907 году Волошин пишет три рецензии, посвященные творчеству Сологуба. Первая из них посвящена трагедии «Дар мудрых пчел» («Золотое руно», 1907, № № 2 и 3). В ней автор подчеркивает, что наиболее важным в трагедии является не содержание, а форма и язык писателя: «Мертвенным, классическим совершенством веет и от замысла, и от строгой простоты этой трагедии», - пишет он. - «Как послушный гибкий воск, гнется русская речь под руками ваятеля».

       В статье «Леонид Андреев и Федор Сологуб», составляя некоторые принципы творческого метода и стиля обеих, Волошин говорит о Сологубе как о писателе, чей «символизм неизбежно зиждется на реализме». Критик вновь отмечает совершенство сологубовского языка «которое ставит его прозу новою ступенью в истории русской речи, несравненное искусство построения и его точный прозрачный символизм».

        Высокую оценку у современников снискала книга переводов Федора Сологуба из поэтического наследия Поля Верлена. «В светлом языке перевода и в зависимости всего стихотворного склада чувствуется иногда что-то родственное пушкинской свободе», - отмечает в своей рецензии Ю.Н. Верховский. В рецензии, посвященной Сологубу-переводчику, Волошин утверждает, что автору удалось «передать в русском стихе» самое трудное – «голос Верлена»: «Но есть один поэт, все обаяние которого сосредоточено в его голосе. Быть может, из всех поэтов всех времен стих его обладает голосом наиболее проникновенным. […] Этот поэт – Поль Верлен». Максимилиан Александрович называет сологубовские переводы «осуществленным чудом», как всегда высоко оценивая в творчестве «умного и недоброго колдуна» его язык.

     В анализе поэтического творчества Сологуба современники отмечали необычайный его поэтический слог. Валерий Брюсов подсчитал, что «в 1 томе сочинений Сологуба на 177 стихотворений более 100 различных метров и построений строф, - отношение, которое найдется вряд ли у кого-либо из современных поэтов». Андрей Белый утверждал, что из современных поэтов только в стихах Блока и Сологуба присутствует «подлинное ритмическое дыхание».

   Во второй половине 1900-х Федор Сологуб начинает писать драматургические произведения на сюжеты легенд и сказаний. Русскую народную сказку автор взял для своей пьесы «Ночные пляски». Ее премьера в постановке Евреинова состоялась в Санкт-Петербурге 9 марта 1909 года в Литейном театре. Роли исполнили не профессиональные актёры, а поэты, писатели и художники: М. Волошин, С. Городецкий, Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев, С. Дымшиц-Толстая, А. Ремизов, Н. Гумилёв, М. Кузмин, и др. В последующих пьесах Сологуба преобладали сюжеты из современной жизни, но их постановки в театрах не имели успеха.

04    В 1932 году заполняя литературную анкету, составленную поэтом и критиком Е.Я. Архиповым, на вопрос, кого бы в числе семи книг стихов «оставил навсегда с собой» вместе с книгами Пушкина, Тютчева, Аненского, Блока и Вяч. Иванова Волошин указал «Пламенный круг» Сологуба. А на вопросы: «Возможно ли для Вас перечитывание стихов Сологуба? Что Вы цените в нем сейчас?» - он ответил: «Возвращаюсь к его стихам… Сейчас ценю в нем ясность и мудрость старости». О добрых и уважительных взаимоотношениях Волошина и Сологуба свидетельствует примечательный эпизод, рассказанный М.С. Волошиной. Во время последней встречи двух поэтов в 1924 году в Ленинграде кто-то из присутствующих гостей высказал пожелание услышать чтение стихов Волошина. И вдруг Сологуб неожиданно возразил: «Не нужно ему стихи читать: стихи вы можете в книге прочесть. Максимилиана Александровича слушать надо… Есть такая книжка: «Совопросник века сего (Библия – прим. авт.) – старинная книжка. Так вот, Максимилиан Александрович и есть «совопросник века сего», - его слушать надо, говорить с ним».

       Летом 1923 года в Коктебеле у Волошиных гостил Корней Чуковский, которого пленило исполнение второй супругой поэта Марией Степановной «Зари-Заряницы» на стихи Федора Сологуба. Он так и нарек ее - «Заря-Заряница». Интерес у посетителей вызовут представленные в экспозиции ноты, записанные в 1925 году М. Пазухиной с автографом: «Создательнице Заря заряницы дорогой Марии Степановне…». Позже поэт Яков Аким посвятил ее пению такие строки:

05

                     Прибой то ревет, то молчит, опадая,
                     И целую ночь напролет –
                     Нам голосом юным хозяйка седая
                     Старинные песни поет.

     Последним событием творческой деятельности Фёдора Сологуба явилось торжество в честь 40-летия его литературной деятельности, состоявшееся 11 февраля 1924 года в Александринском театре. На творческом вечере выступили Евгений Замятин, Михаил Кузмин, Андрей Белый, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Аким Волынский и Всеволод Рождественский. «Как будто все забыли, 06что живут при советской власти», - отметил один из участников праздника. – «Это торжество парадоксально оказалось прощанием русской литературы с Фёдором Сологубом: никто из тогдашних поздравителей, равно как и сам поэт, не предполагал, что после праздника больше не выйдет ни одной его новой книги».

Единственное экранизированное произведение Фёдора Сологуба - это роман «Мелкий бес», написанные в период с 1892 по 1902 год. Одноименный художественный фильм был снят режиссёром Николаем Досталем в 1995 году.

    Отдельно хотелось бы отметить, что выставка имеет не только развивающий, но и просветительский характер. В ее рамках состоятся тематические экскурсии и лекции, призванные более полно открыть посетителям своеобразный, неповторимый мир, созданный Федором Сологубом.

Биографическая справка

      Полная биография Федора Сологуба пока не написана. Сам он утверждал: «Вот уж биографии моей никто не напишет». Исследователи его жизни и творчества используют отрывочные сведения из воспоминаний самого Сологуба и воспоминания современников.

       Поэт, писатель и драматург Федор Сологуб – настоящее имя Фёдор Кузмич Тетерников родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Санкт-Петербурге в семье портного Кузьмы Афанасьевича Тетерникова (Тютюнникова). По семейной легенде биологическим отцом Кузьмы был черниговский помещик Иваницкий, а матерью - его крепостная. К моменту рождения будущего поэта мать вышла замуж за Афанасия Тетерникова (Тютюнникова). Иваницкий принял активное участие в судьбе сына и отдал его учиться в портные. Крестная мать сестры Сологуба Галина Ивановна Агапова утверждала, что, глядя на их отца, «сразу заметно было, что он не из простых мужиков». В 1867 году Кузьма Афанасьевич скончался от чахотки, когда будущему поэту было всего 4 года, а его сестре Ольге - 2 года.

    Мать Сологуба - Татьяна Семеновна происходила из семьи зажиточного крестьянина Санкт-Петербургской губернии, Ямбургского уезда, Гатчинской волости, села Фалилеева. Овдовев, она сама обеспечивала семью. Детство Федора Кузьмича прошло в бедности, но он получил достойное образование. После окончания Петербургского Учительского института в 1879 году он десять лет служил учителем в провинции, взяв на содержание мать и сестру. Все это время он мечтал вернуться в Санкт-Петербург, но только осенью 1892 году получил должность учителя в Рождественском городском училище.

       Благодаря финансовой поддержке брата, сестра получила диплом Военно-Медицинской Академии и самоотверженно трудилась в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга. Ольга Кузьминична не оставила свою работу и после смерти матери в 1884 году, хотя всецело взяла на себя заботу о брате: вела его хозяйство, разделяла радости литературных успехов и тернии. Брат и сестра жили очень дружно, получив финансовую независимость и духовную свободу, о которой так мечтали в детстве. Сологуб своей сестре посвятил такие строки:

Когда домашний мирен быт,
Язык семейный также мирен,
И на созвучья плодовит,
На применения обширен.

     В июне 1907 года на даче в Финляндии Ольга Кузьминична скончалась от туберкулеза. Брат до последней минуты окружал сестру трогательными заботами и мужественно поддерживал в ней надежду на выздоровление. Память о друге-сестре постоянно жила в нем: «Вы не можете знать, как велика моя потеря, как мне тяжело и пустынно... С сестрою была связана вся моя жизнь, и теперь я словно весь рассыпался и взвеялся в воздухе. Как-то мне дико, что умер не я». В 1920 году, в день памяти сестры 11 июля (24 июля), пишет:

Годы идут, но утрата
Так же, как прежде, остра.
Если приснится когда-то,
Знаю, что скажет сестра.

         В 1908 году Федор Сологуб женился на переводчице Анастасии Чеботаревской, которая стала его литературным агентом. После премьеры лекции «Искусство наших дней» 1 марта 1913 года в Санкт-Петербурге, супруги Сологуб и юный поэт Игорь Северянин отправились читать лекции в других городах России (от Вильны до Симферополя и Тифлиса).

    К последствиям Октябрьской революции Ф. Сологуб откровенно проявлял нетерпимость и добивался разрешения покинуть страну, которое после многолетних мытарств получил только в сентябре 1921 года. Однако 23 сентября 1921 года его планы нарушило самоубийство жены, психику которой надломило томительное ожидание отъезда. После ее смерти Сологуб не захотел уезжать из России. Он продолжал плодотворно трудиться, но в основном «в стол», так как в СССР его не печатали, хотя в Германии и Эстонии его произведения издавались. В январе 1926 года он был избран председателем ленинградского Союза Писателей.

      В мае 1927 года Фёдор Сологуб серьезно заболел, а 5 декабря 1927 года скончался. Он похоронен в Ленинграде на Смоленском кладбище рядом с могилой А. Н. Чеботаревской.

оценок пока нет...
voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт