Экспресс-выставка «Убежден, что судьба Вас хранит для роли   чрезвычайной…».30 января 2019 года в Доме-музее М.А. Волошина, в мемориальной Мастерской открылась экспресс-выставка посвященная 140-летию со дня рождения двух замечательных, неординарных, удивительной судьбы людей Савинкова Б.В. и Г.И. Чулкова. Выставка будет экспонироваться в рамках цикла «Воскрешая забытые имена» до 25.04.2019г.

М.А. Волошин, богат знакомствами и встречами с теми, кто своим творчеством, своей деятельностью оставил неизгладимый след в нашей истории. Какие критерии или какие человеческие качества определяют решающую роль при знакомстве с новым человеком, чтобы это знакомство переросло в дружбу? Вероятнее всего ответ скрывается в общих интересах общающихся, похожем мировоззрении.

На первый взгляд Б. Савинков – революционер, террорист, руководитель Боевой организации эсеров, но при этом прозаик, поэт, публицист.

Книги из мемориальной библиотеки Максимилиана Волошина и фотографии из архива Никандра  МарксаГеоргий Чулков, известный как создатель теории мистического анархизма. В то же время выступал как поэт, прозаик и переводчик, литературный критик. Общая составляющая этих людей – творчество, стремление участвовать в создании совершенной модели политического строя государства, хоть эта модель в понимании каждого из них, могла весьма отличаться. Несомненно, присутствует и «внутренний огонь», мятеж в каждом из них. В отличие от Б. Савинкова, Волошин и Чулков проявили свою бунтарскую энергию больше в творчестве, хотя были эпизоды бунта и в их биографии.

Г.И. Чулков познакомился с Волошиным в Москве, осенью 1897 года. В то время они были студентами Московского университета. Оба участвовали в студенческих забастовках. Георгий Иванович в 1902 году был исключен из Московского университета и сослан за активное участие в нелегальной деятельности в Якутию.

Г.И. Чулков (фото из интернета) М. Волошин был выслан из Москвы за участие в студенческих беспорядках в 1899 г., впоследствии исключен из университета без прав поступления в высшие учебные заведения России. Во избежание дальнейших неприятностей отправился в полугодовое путешествие - в Среднюю Азию на изыскания трассы Ташкентско-Оренбургской железной дороги. В дальнейшем общение Г. Чулкова и М. Волошина продолжается. Они ведут активную переписку, обмениваются стихами, встречаются у общих знакомых и посещают литературные вечера в Москве.

На выставке представлены книги Георгия Ивановича с дарственной надписью. Одна из них - «Кремнистый путь». Надпись автора: «Милому Максу на память о встречахъ. Георгий Чулковъ». Эту книгу поэт прислал Максимилиану Александровичу в 1904 в Париж. В письме Волошин благодарит за подарок: «Дорогой Зоря! Только теперь, приехав в Швейцарию, я узнал от Вячеслава Иванова Ваш адрес и получил возможность поблагодарить Вас за присылку Вашей книжки <...> Я ведь в Париже ни русских книг, ни журналов не имею. Потому получение Вашей книги было мне особенно приятно…». После смерти М. Волошина в 1932 году Григорий Иванович ведет переписку с вдовой поэта - Марией Степановной, находя для нее ободряющие, добрые слова: «…Слава Богу, что у Вас такое устроение душевное, что несмотря на Вашу трудную и скорбную судьбу, Вы сохранили в сердце сокровище любви. Впрочем, нельзя сказать «несмотря на скорбную судьбу, ибо наши скорби, вполне может наилучший залог высшей правды…».

Б.В. Савинков (фото из интернета)С Савинковым Волошин познакомился в Париже 1915 г. Вспоминая о первой встрече, поэт пишет: «…Сначала он мне резко не понравился. Но стоило нам раз с ним побеседовать - и это чувство сразу сменилось резко противоположным: я к нему почувствовал неудержимую симпатию. Помню, это было, когда он пригласил нас с Бальмонтом вместе с ним пообедать <…> Он рассказывал нам из своей жизни. Рассказывал он превосходно: у него была манера одной интонацией, звуками голоса передавать человека. Это придавало редкую живость всем его повестям и давало его рассказам ту прелесть, живость, юмор, которых совсем нет в записанных его «Воспоминаниях» <…>. Потом мы виделись с ним часто уже без Бальмонта - всю следующую зиму». Савинков тоже отзывается о Волошине с дружеской теплотой в кругу общих друзей и лично. Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская (Маревна) писала Волошину в сентябре 1915г.: «Вчера в кафе «Дом» болтали с Савинковым, он считает, что у тебя есть эта напевность стиха, как у Лермонтова». В личной переписке за 24.09.1915г Борис Викторович, обращаясь к Максимилиану Александровичу, находившемуся в Биаррице пишет: «Вы – благой. У вас – светлая душа. Жалко, что Вас нет в Париже…». 

Книга из мемориальной библиотеки М.А.Волошина

Волошин с интересом и участием наблюдает за судьбой Бориса Савинкова. Возлагает большие надежды на Бориса Викторовича как на грамотного политика, способного изменить всю государственную систему. Радуется его назначению 24 июля 1917 года на пост управляющего военным министерством и посылает поздравление. «Дорогой Борис Викторович, Ваша судьба волнует и приводит в восторг. В революции пленяет меня сказочность превращений человека и вещей — неожиданность падений, и сказочность взлетов. Только в них выявляется на миг лик Божий из мрака…».

И позже, в 1920 г.: «… Вести о Вас изредка доходят: старые через общих знакомых, новые из газет. Последние фантастичны - Вы много раз умирали и были замешаны в небывалых предприятиях. Но смертям Вашим я не верю, т. к. убежден, что судьба Вас хранит для роли чрезвычайной и что Вы скажете одно из последних слов в русской смуте…».

Книга из мемориальной библиотеки М.А.Волошина с инскриптом автора20 декабря 1915 года в Париже Максимилиан Волошин посвящает Б. Савинкову стихотворение:

Холодный рот. Щеки бесстрастной складки
И взгляд из-под усталых век…
Таким тебя сковал железный век
В страстных огнях и в бреде лихорадки…

На выставке представлена книга «Конь вороной» 1924 г., которая является первым прижизненным изданием вышедшем в России.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт