7 марта в Доме-музее М. А. Волошина к Международному Женскому дню, в рамках цикла «Женщины в Доме Поэта» проведена тематическая экскурсия, посвященная главным женщинам в жизни М. А. Волошина: матери - Е. О. Кириенко-Волошиной и супругам поэта М. В. Сабашниковой и М. С. Волошиной (урожд. Заболоцкой).
Роль женщины в жизни мужчины значительна и уникальна, начиная с детских лет. Благодаря материнскому вкладу в воспитание вырастают те или иные характеры, в частности, складываются судьбы. Ведь именно мать имеет огромное влияние на формирование личности ребенка. И, несомненно, нельзя преуменьшать роль супруги - спутницы жизни, музы, вдохновительницы, хранительницы очага.
Елене Оттобальдовне Кириенко - Волошиной судьба уготовила назначение быть МАТЕРЬЮ поэта, художника, человека, которого через столетие будут величать Мудрецом. И, несомненно, первые «семена», вложенные в детскую душу, которые дали свои «всходы», были посеяны её руками.
Чтобы понять, какой была Елена Оттобальдовна, нужно знать, что с юношества характер у неё был боевой: «увлекалась фехтованием, верховой ездой, изучала приемы бокса - и предпочитала платью мужской костюм (что было в те времена крайним вольнодумством».. Стоит отметить, что при такой активной жизни Елена была и определенно усидчива, так как много читала, изучала немецкий, и впоследствии прекрасно переводила драмы Гауптмана. В 1866 году Елена Оттобальдовна закончила Институт благородных девиц. А через два года вышла замуж за коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина-будущего отца Максимилиана. «Кстати, никогда не говорила муж, всегда - Максин отец, точно этим указывая точное значение в своей жизни - и назначение», - вспоминала Марина Цветаева о матери Волошина.
Елена Оттобальдовна была матерью строгой. Окружающим казалось, что к Максимилиану она чересчур требовательна. Свое отношение к сыну Е.О. Волошина объясняла так:
«Да, таких как Макс, очень мало; но я как мать, хочу, чтобы он был еще лучше. Я совсем не хочу быть похожей на всех матерей: родила, мой сын, значит - лучше всех. Нет, я вижу, что Макс очень хороший, но мне всегда хочется, чтобы он был лучше…».
Е. Герцык писала о матери поэта: «…под суровой внешностью Елена Оттобальдовна на редкость благожелательна, терпима, чужда мелочности…», и об отношениях матери и сына – «Мать ему - приятель, старый холостяк, и в общем покладистый, не без ворчбы…».
Елена Оттобальдовна была творческой натурой. «Увлекалась выжиганием по дереву - украшая узорами чашки, ковшики, солонки; а шкатулки и табуретки - еще и инкрустацией из коктебельских полудрагоценных камешков. Ее шушуны - просторные кофты и рубахи, также украшенные камешками и вышивкой,- стали даже частью ее дохода, пользуясь спросом не только у знакомых дачников, но и в кустарных магазинах Москвы и Петербурга».
Такую её знала М. Цветаева: «Е .О. Волошина… лицо старого Гёте…, самокрутка в серебряном мундштуке, спичечница из цельного сердолика, серебряный обшлаг кафтана, нога в сказочном казанском сапожке, серебряная прядь отброшенных ветром волос - единство. Это было тело ее души…».
С Маргаритой Сабашниковой Максимилиан Волошин познакомился в 1903году, в Москве, на квартире у известного коллекционера С. Щукина. В жизнь и в творчество поэта ворвалась тема любви.
Маргарита Васильевна - художница, поэтесса, дочь преуспевающего чаеторговца, племянница владельцев крупнейшего издательства Российской империи.
«Она, как и мы, пришла сюда из патриархального уюта, – вспоминала о Маргарите Е. Герцык, – еще девочкой-гимназисткой мучилась смыслом жизни, тосковала о Боге и, как мы, чужда пошиба декадентских кружков; наперекор модным хитонам, ходила чуть ли не в английских блузках с высоким воротничком. И все же я не запомню другой современницы своей, в которой так полно бы выразилась и утонченность старой расы, и отрыв от всякого быта, и томление по необычно прекрасному… Старость ее крови с Востока: отец из семьи сибирских золотопромышленников, породнившихся со старейшиной бурятского племени. Разрез глаз, линии немножко странного лица Маргаритиного будто размечены кисточкой старого китайского мастера…».
Отношения М. Сабашниковой и М. Волошина развивались стремительно: встреча в Париже, совместные прогулки по старинным улочкам города, посещение выставок и музеев, творческих вечеров, беседы в общем кругу знакомых.
«Каждое утро, – вспоминала впоследствии Маргарита Васильевна, – являлся Макс Волошин и водил меня в музеи, церкви, в мастерские художников…».
12 апреля 1906 года Маргарита Сабашникова и Максимилиан Волошин обвенчались в Москве в церкви Св. Власия. Но брак двух творческих людей не продлился долго. Через год после свадьбы они приняли решение расстаться. Для М. Волошина М. Сабашникова была вдохновительницей, музой и любовь к ней поэт пронес через всю свою жизнь. Итогом этих ярких на события отношений стал сборник стихов М. А. Волошина «Amori amara sacrum».
Настоящим другом, верной спутницей и надежным тылом в жизни М. А. Волошина стала его жена Мария Степановна Волошина (урожд. Заболоцкая), которая, разделила с ним трудные 1922-1932гг.
Первое упоминание М. Волошина о Заболоцкой имеется в его письме к матери, Елене Оттобальдовне, от 20 февраля 1922: «Только что у меня была одна знакомая фельдшерица из Бол. Камышей, Мария Степановна Заболоцкая». В 1923 году он писал: «К великому моему счастью, я все-таки остался не один: ко мне приходит из Феодосии и помогает Мария Степановна Заболоцкая… Это ученица и воспитанница Н. К. Михайловского. Мы с ней дружны давно, а с мамой она очень подружилась, навещая её во время моего отсутствия летом. Без неё не знаю, что бы я стал делать…».
Роль жены в судьбе поэта значительна. Она смогла стать той самой опорой, которая была так важна для него. Мария Степановна имела талант быть сильной и уметь отдавать себя людям, и это Максимилиан Александрович в ней ценил.
В письме к В. Эфрон 24 мая 1923 года он пишет: «Юродивая. Иступленная. Самозабвенная. Всегда пламенно протестующая… Берется за все непосильное и не отступает, несмотря на слабость и нервность. Совершенно не умеет угадывать шутки и иронии. Раздает и деньги, и вещи, и себя на все стороны…».
После смерти М. А. Волошина, в годы полного запрета его имени Мария Степановна сумела сохранить творческое наследие поэта и сам его Дом. Именно благодаря ее любви, самоотверженности, целеустремленности, Дом Поэта стал музеем. Первые экскурсии о поэте и художнике Максимилиане Волошине вела Мария Степановна, свято веря в то, что его творческое наследие, в частности, «философские стихи» со временем будут «оценены по достоинству».