В Доме-музее М. А. Волошина 15 июля 2020 г. открылась выставка «И вижу берег очарованный и очарованную даль», посвященная 155-летию со дня рождения Д. С. Мережковского, 150-летию И. А. Бунина, 150-летию А. И. Куприна, 140-летию А. Белого,140-летию А. Блока. Выставка экспонируется в рамках цикла «Юбилеи Серебряного века».
Феномен русской культуры, именуемый Серебряным веком – это не только созвездие блистательных поэтических имен. Это особое явление русской культуры, время духовного расцвета.
В едином экспозиционном пространстве объединены ярчайшие представители основных литературных направлений. И если И. А. Бунин и А. И. Куприн в своем творчестве продолжают лучшие традиции критического реализма, заложенные в ХIХ веке, то среди символистов принято выделять «старших», которые первыми стали творить в рамках этого самого значительного из модернистских течений (Д. Мережковский) и «младосимволистов» в лице А. Блока и А. Белого. Судьбы этих творцов были яркими, необычными, трагическими, разными… Пройдя сквозь перипетии революций, войн, эмиграции, через ошибки и заблуждения, они пронесли чувство Родины, говоря словами М. Волошина, вынесли «из самых глубоких кругов Террора и Голода свою веру в человека».
Бунин Иван Алексеевич– писатель, поэт, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933года. На выставке экспонируются книги Ивана Алексеевича из мемориальной библиотеки М. А. Волошина. Повести «Митина любовь» и «Дело корнета Елагина» представляют прозу Бунина - писателя, характеризуют его тонким психологом, знатоком человеческих душ, показывая абсолютно непохожий подход к сюжету каждого произведения. Сборник «Стихотворения 1903-1906», – знакомит с Буниным – поэтом. Здесь же можно видеть оттиск статьи М. А. Волошина с отзывом на этот сборник. В качестве основной тенденции современной ему поэзии Волошин выделяет стремление к музыкальности стиха, достигающее таких пределов, что звучание порой доминирует над смыслом. В поэзии Бунина он не находит музыкальности и отточенности формы, но это не мешает Волошину признать в нем «истинного и крупного поэта», потому что ему удалось «достичь конечных точек совершенства» в другой области - «чистой живописи», в пластичности и красочности образов, в живописном изображении русского пейзажа.
М. А. Волошин и. А. Бунин познакомились в 1900 году. Очень непохожие друг на друга по своему мировоззрению они не могли сблизится по идейным и творческим интересам. Религиозно-мистическое, историософское, восприятие Волошина было чуждо критично-ироничному, реалистическому восприятию Бунина. Однако «спайка душ», по мнению Максимилиана Александровича все же произошла в период Гражданской войны, когда судьба их свела в Одессе. Они поняли, что принадлежат одному кругу интеллигенции, которая собралась в Одессе, бежав от ужасов Гражданской войны, поэтому они старались держаться вместе. События революции и Гражданской войны всесторонне и трагически отразились в творчестве Волошина, а его поэтический талант набрал полную силу. Эволюцию творчества Волошина видел и Бунин, который, несмотря на идейные разногласия и критику отдельных стихов, не мог не признать того, что его творческий дар расцвел и развился.
Высоко оценил Бунин и поэму Волошина «Протопоп Аввакум»: «Справился с ним хорошо, фигура написана выпукло. Техника стиха превосходна». В экспозиции выставки находится письмо к Буниным от 7/20 ноября 1919 года, в котором Волошин делится волнующими его творческими планами, новыми замыслами, пишет, что погружен в работу над поэмой о Святом Серафиме.
Александр Иванович Куприн - незаурядный писатель, виртуоз слова, ключевыми чертами творчества которого являются здоровый оптимизм и органичное мировосприятие. Проза Александра Ивановича стала заметным явлением русской литературы начала века. В 1906 году в Петербурге он
участвовал с чтением своих рассказов на творческих вечерах, которые устраивали деятели искусства. На одном из таких вечеров, который проходил у Ф. Сологуба на квартире, А. Куприн познакомился с М. Волошиным. Но тесной дружбы у них не случилось. Вместе встречались у общих знакомых, продолжали участвовать в «Вечерах свободного искусства» в городской Думе. На одном из таких вечеров 30 марта 1908г. Куприн читал рассказ «Пустые дачи». А 1 апреля в газете «Русь» появился отзыв об этом прошедшем мероприятии: публика «долго не отпускала с эстрады» М. Волошина и А. Куприна. В то время о творчестве Куприна было много споров, разговоров, дискуссий, в которые конечно был вовлечен и Волошин. «Особенно много шума наделали повесть Куприна «Яма» и сборник «Вехи»».
Блок Александр Александрович. Блок и Максимилиан Волошин были поэтами второго поколения русских символистов, в их судьбах немало общего. Волошин в автобиографии отмечал «Доживался последний год постылого XIX века», 1900-й, - «когда явственно стали прорастать побеги новой культурной эпохи, когда в разных концах России несколько русских мальчиков, ставших потом поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиг времени. То же, что Блок в Шахматовских болотах, а Белый у стен Новодевичья монастыря, я по-своему пережил в те же дни в степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов...».
Знакомство «со сверстниками — А. Белым, Блоком» Волошин отнес к 1903 году и оно поначалу носило мимолетный характер.
Более близкое знакомство поэтов произошло зимой 1906—1907 гг., когда Волошин с женой поселился в Петербурге. Молодые супруги сняли квартиру на Таврической улице, в одном доме с Вячеславом Ивановым, и стали активными участниками кипучей, культурно перенасыщенной жизни, которая шла на ивановской «Башне». А. Блок приглашал М. Волошина на свои литературные вечера. Поэты встречались в гостях у общих знакомых и на собраниях «Поэтической академии», где Блок состоял членом президиума, на редакционных заседаниях «Аполлона». Другое свидетельство их общения в то время — дарственная надпись Волошина на его книге «Стихотворения. 1900—1910»: «Александру Блоку Максимилиан Волошин. «Я шорох знал Ее шагов/ И шелест чувствовал одежды»».
В 1907 году Волошин, пишет статью о Блоке «Лики творчества. Александр Блок. Нечаянная радость», которую напечатали в газете «Русь». В статье Максимилиан Александрович, как литературный критик, художественно охарактеризовал не только творчество Александра Александровича, но и его внешний облик и манеру читать стихи: «Стих Блока гибок и задумчив. У него есть свое лицо. В нем слышен голос поэта. Это достоинство редко и драгоценно. Сам он читает свои стихи неторопливо, размеренно, ясно, своим ровным, матовым голосом…».
Весной 1916 года Волошин надписал свою, только что вышедшую книгу стихов «Anno Mundi Ardentis», 1915: «Дорогому Александру Александровичу Блоку. Максимилиан Волошин . СПБ. 1916».
В 1919 году, в Харькове в ж. «Камена» выходит статья Волошина «Поэзия и революция: отзыв о поэме Блока «Двенадцать». Этому произведению он дает высокую оценку в отличие от большинства своих современников. В экспозиции выставки размещены книги А. Блока из мемориальной библиотеки М. Волошина: сборник стихотворений Снежная ночь (1907-1910); Неизданные стихи. История одного письма; Стихи о Прекрасной Даме. М. А. Волошин в статье «Александр Блок. Нечаянная радость» написал «Поэзия Блока и есть служение Вечной Женственности, кумир Прекрасной Дамы».
Мережковский Дмитрий Сергеевич. Блестящий мастер эссеистики и литературной критики, философ, он был одним из пионеров жанра русского историософского романа и стоял у истоков символизма в литературе. В начале своей литературной деятельности Дмитрий Мережковский занимался переводами с греческого и латинского. В 1890 году в журнале «Вестник Европы» был напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Подборка номеров этого журнала за несколько лет 1989-1911гг. хранится в мемориальной библиотеке М. А. Волошина. На выставке представлены два номера этого журнала с публикацией стихов и переводов Дмитрия Сергеевича.
Еще путешествуя по Средней Азии в 1900 году, Максимилиан Александрович с интересом прочел роман Мережковского «Воскресшие боги» и отметил, что нашел в нем «свои мысли и впечатления» о Рафаэле и Микеланджело. Высоко оценил статью писателя «Толстой и Достоевский», подчеркнув, что это «самое глубокое, что было написано» о них.
В парижский период жизни Мережковского (1906-1914) была написана историческая трилогия «Царство Зверя», куда вошла пьеса «Павел I» (1908), романы «Александр I» (1911-1913) и «14 декабря» (1918). Одна из этих книг, а именно первый том «Александр I» была подарена М. Цветаевой и С. Эфроном Елене Оттобальдовне с надписью «С нежной любовью» в 1913г.
Андрей Белый (Бори́с Никола́евич Буга́ев). М.А. Волошин и Андрей Белый познакомились в феврале 1903 года в Москве на званом ужине у В. Брюсова. В 1904 г. А. Белый оценил Волошина- эссеиста: «блестящий, может, даже размеров Оскара Уайльда». Объединяло их и общее увлечение антропософией. В 1914 году и Волошин и Белый вместе с другими последователями идей Рудольфа Штейнера участвуют в строительстве Иоаннова храма в Дорнахе. В 1917г. в Москве Борис Николаевич Бугаев дарит «дорогому и глубокоуважаемому» Максимилиану Александровичу свою книгу «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности». Эту книгу можно видеть в экспозиции выставки.
В 1924 году, Андрей Белый впервые посетил Волошина в Коктебеле и прожил у него почти три месяца. В очередном письме к друзьям он пишет: «Я не узнаю Максимилиана Александровича. За 5 лет революции он удивительно изменился, много и серьезно пережил ,< …>, и хотя всё еще элементы «латинской культуры и искусства» разделяют нас с ним, но в точках любви к современной России мы встречаемся, о чем свидетельствуют его изумительные стихи». В сентябре перед отъездом Бориса Николаевича Волошин дарит ему две акварели, на одной из них надпись: «Милый Боря, мне бы хотелось, чтобы эта моя земля стала и твоей землей». А в беседе с близкими отметил, что этот год дал ему таких больших друзей как А. Белый и К. Васильева. Общение поэтов продолжалось в переписке. 6 января 1926 года Волошин подписывает очередную акварель: «Милый Боря, не забывай, что Коктебель тебя ждет всегда».
В ответ Андрей Белый высылает Максу свой роман «Крещеный китаец», подписав «с любовью и уважением» и книгу «Ритм как диалектика». Эти книги также можно увидеть в экспозиции выставки.
В Коктебель Борис Николаевич смог заехать только в 1930 году. Это была последняя встреча поэтов. О смерти Волошина Бугаевы узнали поздно. Об этой невосполнимой утрате они напишут в письме к вдове поэта Марии Степановне в конце ноября 1932 года, выражая свои соболезнования: «Макс в Коктебеле, в целом его облике, мыслей, ландшафта останется живым…».
В 1933 году Борис Николаевич и его супруга по приглашению Марии Степановны посетили Дом Поэта в последний раз.
В своих воспоминаниях о Волошине А. Белый написал: «Посетив дом, где много лет жил, трудился, мыслил, творил М. А. Волошин, я был переполнен яркими, прекрасными, грустными и, сквозь грусть, радостными впечатлениями. Грустными, потому что ушла от нас исполненная значения жизнь очень крупного человека. Радостными, что след той жизни внушительно отпечатлелся во всех мелочах созданного им быта. Не дом, а -- музей; и музей – единственный».
Выставка «И вижу берег очарованный и очарованную даль» продлится до 10 октября 2020 года.
В контексте выставки предполагается проведение ставших уже традиционными мероприятий: лекций, тематических экскурсий, литературных бесед.