О жизни и творчестве поэта, драматурга, переводчика, критика Иннокентия Федоровича Анненского
Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909 гг.) поэт, известный педагог, замечательный ученый-филолог, драматург. Творческая судьбы Анненского необычна. Имя его в литературе до 1900-х годов почти не было известно. «Тихие песни» - первый сборник его стихов, написанных в 80-90-е годы, появился в печати только в 1904 г. Сборник вышел под псевдонимом Ник. Т-о. Известность как поэт Анненский начинает приобретать в последний год своей жизни. Вторая, последняя книга его стихов, «Кипарисовый ларец», вышла посмертно, в 1910 году. Иннокентий Анненский-драматург известен по пьесам: «Меланиппа-1910 философ» (1901 г.), «Царь Иксион» (1902 г.), «Лаодамия» (1906 г.), «Фамира-кифарэд» (1906 г.). Успешный педагог, читает прекраснейшие лекции по русской словесности и древним языкам. Его знания и эрудиция удивляли и студентов и преподавателей. Для истории русской литературы Анненский значителен вдвойне: он вдохновитель таких великих поэтов как А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, и самостоятельная личность в поэзии.
Федор Николаевич и Наталия Петровна Анненские, родители поэта. Наталия Петровна, урожденная Карамолина (или Кармалина), предположительно происходила из рода Ганнибалов.
Федор Николаевич был начальником отделения Главного управления Западной Сибири.
Наталья Петровна занималась воспитанием детей: 4 сестер и брата.
Иннокентий Анненский – известный поэт и драматург Серебряного века. На рубеже XIX-XX веков прославился как переводчик и критик, стоял у истоков зарождения символизма в русской поэзии
Родился Иннокентий Федорович Анненский в Западной Сибири, в городе Омске, 20 августа (ст.ст.) 1855 года в семье "командированного" в Сибирь государственного чиновника Фёдора Николаевича Анненского. 4 сентября мальчика крестили в военном храме Омска — Омско-Крепостной Соборо-Воскресенской церкви, как тогда назывался Омский Военный собор.
Старший брат, Николай Фёдорович (1843-1912) — экономист-статистик в министерстве путей сообщения, публицист, учёный, глава «Русского богатства» — был опорой и ангелом-хранителем этой семьи. Он и его жена, Александра Никитична, педагог и детская писательница, исповедовали идеалы народничества. По признанию Иннокентия Фёдоровича, брату и его жене он был «всецело обязан интеллигентным бытием».
Н.Ф. Анненский со своей семьёй
Иннокентий был чрезвычайно книжный мальчик, с детства влюбленный в литературу. В «Моем жизнеописании» Анненский признавался:
«… я рос слабым, болезненным ребенком и, в отношении физического развития, оставался далеко позади своих сверстников. Довольно рано начал я учиться и, сколько помнится, никогда не тяготился учением. Выучившись читать под руководством моей старшей сестры, я с удовольствием принялся за чтение книг, доступных моему возрасту и развитию. Обстановка, среди которой я рос, оказывала большое влияние на развитие во мне ранней охоты к чтению: я рос почти без товарищей, среди людей, которые были старше меня...»
24 июля 1875 года он подает прошение Ректору Санкт-Петербургского университета о зачислении его на историко-филологический факультет.
Новоиспеченный студент погрузился в то, что любил более всего — в изучение языков. По сведениям сына Анненского В.Кривича его отец знал или когда-либо изучал 13 языков: русский, латинский, греческий, французский, немецкий, английский, итальянский, польский, санскрит, древнееврейский, сербский, болгарский и один из африканских языков — дина. Кроме того, Анненский хорошо знал западноевропейскую поэзию и, пожалуй, в своих стихах ориентировался не на русских предшественников, а на французских символистов – Верлена, Бодлера, Рембо, которых много переводил.
В 1879 году он получил свидетельство о прослушании полного курса наук С.-Петербургского университета. Еще год ушел на защиту кандидатской работы и в 13 ноября 1880 года ему вручен Диплом кандидата филологии.
Кандидатский диплом И.Ф. Анненского
В течение 12 лет преподавал античные языки и литературу, русскую словесность в гимназиях Петербурга.
1887 – произведен в статские советники. Впервые выступил как литературный критик: в журнале «Воспитание и обучение» опубликована первая литературно-критическая статья Анненского о стихотворениях Я. Полонского.
1891 – назначен директором Киевской гимназической Коллегии. В Киеве задумал и начал работу по переводу трагедий Еврипида. Проект стал трудом жизни Анненского, он перевел все 17 трагедий.
1892 – в журнале «Русская школа» напечатано первое из «Педагогических писем» Анненского. Эта серия статей – замечательное событие в русской педагогике. В них изложены идеи о роли художественного воспитания, культуры речи, необходимости развития независимости мышления учащихся.
1893 – получил должность директора 8-й Петербургской гимназии.
1896 – назначен директором Николаевской мужской гимназии в Царском селе.
1990-е годы – начал работать над поэтическими переводами – Гете, Гейне, Лонгфелло; французских поэтов второй половины 19 века – де Лиля, Прюдома, Бодлера, Верлена, Рембо и других.
1901 – закончена и вышла из печати первая пьеса – «Меланипа-философ». Анненский – автор четырех оригинальных трагедий на сюжеты античных мифов.
1904 – вышел из печати первый сборник стихов «Тихие песни». Анненский не решился опубликовать поэтические опыты под своей фамилией, и сборник появился под псевдонимом «Ник. Т-о» В стихах преобладали эмоции печали, мотивы совести, одиночества, трагизма бытия. Книга осталась почти незамеченной критикой и читателями.
Семья Иннокентия Федоровича
Надежда (Дина) Валентиновна (1841 — 1917) — дочь отставного генерал-майора, небогатая помещица, жена Анненского с 23 сентября 1879 г. Дина Валентиновна овдовела 1 декабря 1867 г., когда ей было 26 лет отроду, а ее сыновьям: Платону — 4 года, Эммануилу — 2 года. Смерть Петра Петровича Борщевского — первого ее мужа, которого она горячо любила, явилась для Дины Валентиновны тяжелым ударом судьбы. Вдовствовать ей пришлось долгих 12 лет, занимаясь воспитанием своих детей.
В 1880 году родился сын Валентин.
Валентин окончил юридический факультет Петербургского университета. Занимался литературной деятельностью, публикуя свои произведения (стихи, очерки, рассказы) под псевдонимом «В. Кривич». Поэтические опыты не были успешны: у него был издан один небольшой сборник стихов. После смерти отца стал хранителем его архива. Подготовил второе посмертное издание книги его стихов, публиковал воспоминания о нем. Валентин Иннокентьевич умер в 1936 году.
В. И. Анненский 1899г. |
В. И. Анненский-Кривич |
Обложка сборника стихов В. Кривича "Цветотравы" (1912)
1906 – вышла «Книга отражений» – сборник литературоведческих эссе и критических статей. Они представляли собой субъективные размышления и живые эмоциональные впечатления автора о произведениях русской прозы. Анненский первым из русских критиков применил такой оригинальный подход к анализу литературных произведений. Возможно, по этой причине критика холодно отнеслась к публикации.
1906 – уволен с поста директора лицея в связи с тем, что заступился за учеников, участвовавших в политических протестах 1905 года. Переведен на должность инспектора Петербургского учебного округа, предполагавшую постоянные поездки по городам Петербургской губернии, что было нелегко при сердечной болезни.
1908 – не оставляя службы возобновил педагогическую деятельность: начал читать лекции по истории античной литературы на литературных курсах Н.П. Раева.
1909 – опубликован сборник литературно-критических эссе «Вторая книга отражений».
1909, май – Анненский приглашен в литературно-художественный журнал «Аполлон» в качестве поэта и критика. Для него это была возможность по-настоящему влиться в литературный процесс.
1909, 30 октября – внезапно скончался у подъезда Царскосельского вокзала в Петербурге. За месяц до этого подал в отставку.
Широкий резонанс вызвала скоропостижная смерть И.Анненского у Царскосельского вокзала. Биография его завершилась, однако творческая судьба после смерти получила дальнейшее развитие. В среде молодых поэтов, близких к «Аполлону» (в основном акмеистической ориентации, которые упрекали символистов за невнимание к Анненскому), начал складываться его посмертный культ. Через 4 месяца после смерти Иннокентия Федоровича вышел второй сборник его стихов. Сын поэта, В. И. Анненский-Кривич, который стал его биографом, комментатором и редактором, завершил подготовку «Кипарисового ларца» (сборник был назван так потому, что рукописи Анненского хранились в кипарисовой шкатулке).
Композиционно "Кипарисовый ларец" состоит из трёх разделов: "Трилистники" - по три стихотворения в каждом (три листка), "Складни" - по несколько стихотворений и "Размётанные листы". Каждый из циклов связан внутри темой или мотивом, а все вместе циклы отражают единое миросозерцание автора. Каждый трилистник имеет название, служащее как бы ключом к содержанию стихов цикла ("Трилистник обречённости", трилистник лунный, призрачный, трилистник толпы, одиночества и так далее). "Заглавие является важнейшим элементом поэтики Анненского: оно, как правило, многозначно и имеет завуалированный смысл". Стоит отметить и символику числа 3 - это символ множественности, творческой силы, созидания, обновления, роста, движения вперед, преодоления двойственности, синтез, число "неба и души".
"Книга отражений" - это удивительный авторский сборник в двух томах, в котором представлены лучшие статьи о творчестве Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.Ф. Писемского, Л.Н. Толстого, М. Горького, А.П. Чехова, К.Н. Бальмонта, М.Ю. Лермонтова, Л. Андреева, Г. Гейне, Г. Ибсена, У. Шекспира. Задуманные автором как отражение актуальных проблем в искусстве, очерки наполнены личными переживаниями Анненского и написаны сквозь призму собственных ощущений.
Вот как он сам это определяет в предисловии к первой книге: "Эта книга состоит из десяти очерков. Я назвал отражениями. И вот почему. Критик стоит обыкновенно вне произведения: он его разбирает и оценивает. Он не только вне его, но где-то над ним. Я же писал здесь только о том, что мной владело, за чем я следовал, чему я отдавался, что я хотел сберечь в себе, сделав собою».
Стихотворение «Петербург». События 1905-1907 годов натолкнули Анненского на социально-философские размышления, нашедшие свое
воплощение в стихотворении «Петербург». В нем автор размышляет о судьбах России, о тяжелом прошлом нашей страны, о ее истории, наполненной кровью и насилием. Кроме того, в строках этого произведения звучит немой вопрос о настоящем и будущем родины, который для лирического героя решается, скорее, в пессимистическом ключе.
«Под беломраморным обличьем андрогина Он стал бы радостью, но чьих-то давних грез. Стихи его горят – на солнце георгина, Горят, но холодом не выстраданных слез».
Строки из стихотворения "К портрету А. А. Блока", которое написал Иннокентий Федорович Анненский, являются непосредственным обращением поэта не только к самому Блоку, но и к его изображению. Благодаря этим словам Сомов смог изобразить портрет Блока на холсте. Выполненная в холодных тонах картина передает общее впечатление современников о поэте А. А. Блоке. Первое впечатление Блока о портрете было положительным. Он ему нравился. Но позже мнение поменялось. Портрет Блока, по мнению самого изображенного поэта, нисколько не был похож. Но, не смотря на это, этот холст, выполненный Сомовым, является и по сей день двойником поэта: и современники, и мемуаристы, и биографы связывают Блока именно с этой репродукцией.
Иннокентий Анненский – это уникальная фигура среди поэтов Серебряного века. Его необычная поэтическая судьба была вовсе не приметна людскому взору. Но именно его творчество повлияло на становление лучших и знаменитых поэтов XX века: Маяковский, Блок, Ахматова, Пастернак и другие.
На всем творчестве Анненского, по мнению А. А. Блока, лежала «печать хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья». В своих поэтических произведениях Анненский старался уловить и показать характер внутреннего разлада личности, возможность распада сознания человека под давлением «непостигаемой» и «постигаемой» (реальный город рубежа эпох) действительности. Мастер импрессионистических зарисовок, портрета, пейзажа, Анненский умел создавать в поэзии художественные образы, близкие Гоголю иДостоевскому — реалистические и фантасмагорические одновременно, иногда чем-то напоминающие или бред безумца, или страшный сон. Но сопутствующий событию сдержанный тон, простой и ясный, подчас будничный слог стиха, отсутствие ложной патетики придавали поэзии Анненского удивительную достоверность, «невероятную близость переживаний». Пытаясь охарактеризовать отличительные особенности поэтического дара Анненского, Николай Гумилев, который неоднократно обращался к творческому наследию своего учителя и старшего друга, писал: «И. Анненский... могуч мощью не столько Мужской, сколько Человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».