Выставка «Бесценное наследие веков: волшебство крымскотатарского узора» приурочена к одному из самых значимых мероприятий в жизни каждого музея - Международной акции «Ночь музеев». К 150-летию со дня рождения А. М. Петровой - коллекционера образцов крымскотатарских вышивок. Вместе с тем, это и дань памяти трагической дате в истории крымскотатарского народа – 77 годовщине жертв депортации народов Крыма. Несмотря на тяжелую судьбу крымскотатарского народа его культура, традиции, обычаи сохранились, не забыты, бережно передаются следующим поколениям. И настоящая выставка – яркое тому свидетельство. Крымскотатарская вышивка – уникальное культурное явление, обладающее самобытными особенностями. В ней ярко отразилось историческое наследие Крыма, вобравшее в себя традиционное искусство многих народов, проживавших на полуострове: скифской, античной, византийской, тюркской, ставших основой этногенеза крымских татар.
Максимилиан Волошин очень тонко ощущал богатство и многослойность крымскотатарской культуры. В статье «Культура, искусство, памятники Крыма» он писал: «В архитектуре, в украшениях домов, в рисунках тканей и вышивках полотенец догорает вечерняя позолота византийских мозаик, и облетают осенние вязы италийского орнамента». Вниманию посетителей представлена коллекция образцов крымскотатарской вышивки из фондового собрания Дома-музея М.А. Волошина: «марама» – женское головное покрывало, «фес» - головной убор, полотенца, салфетки, ткани с крымскотатарским орнаментом, кисеты. Кроме того, выставку дополняют декоративная ткань с татарским орнаментом, написанная маслом (копия художника В.А. Успенского), картина М.А. Волошина «Татары», эскизы крымскотатарского орнамента из частного собрания А.М. Петровой, «Коран» на французком языке, посуда и другие предметы быта и обихода.
Наряду с музейными экспонатами посетители смогут увидеть уникальные предметы из частных коллекций вышивальщиц из Бахчисарая: Алие Татаровой, Севиль Халиловой, Арзы Акмуллаевой, Диляры Курбановой, Зоре Исмаиловой, Заремы Мустафаевой. Это изумительные по красоте и мастерству исполнения произведения современных мастеров традиционного искусства крымских татар: национальные женские костюмы, «Къоран капы» - расшитые футляры для Корана, «марама» – женское головное покрывало, женские головные уборы - «фес», женский пояс – «къушакъ», мужской пояс - «учкур», три панно - «Древо семьи».
В старину шелковые нити окрашивались растительными ингредиентами, поэтому даже спустя века они сохраняют свой цвет, не «плывут» при стирке, не выгорают на солнце. Растительные красители давали нежные цвета – розовый, бирюзовый, горчичный, терракотовый. Вышивка смотрелась всегда изящно.
Друг М. А. Волошина, феодосийка, Александра Михайловна Петрова коллекционировала образцы крымскотатарских вышивок. Она была очень увлечённым человеком: её интересовали история и культура Крыма. «Она оказалась моим очень верным спутником во всевозможных путях и перепутьях моих духовных исканий», - писал Волошин. Общение с Александрой Михайловной было «истинным прологом к моему постепенному развитию в искусстве». С 1904 г. Александра Михайловна начала собирать образцы крымскотатарских вышивок, переводя узоры с ткани на бумагу. И делала это в районе Старого Крыма: в селении Эссен -Эли, где было имение ее тети О.А. Дуранте, в соседних селениях, и конечно, зарисовывала узоры с предметов, находившихся у своих знакомых – Айвазовских, Богаевских, Лампси и других. На зарисовках обозначала цвета, технику вышивки, имя владельца предмета, замечания о возрасте вышивки. Ей было собрано около 1400 рисунков образцов крымскотатарских вышивок. Не имея специальной научной подготовки, будучи фактически только этнографом-любителем, собирателем, Александра Михайловна мечтала опубликовать рисунки в виде альбома. И перед Волошиным ставила более сложную, нежели перед собой, задачу – привести в порядок собранный ею материал и написать статью. Себя же видела только собирателем. Разные обстоятельства препятствовали этому намерению. Довести до конца многолетнюю работу ей помешала смерть... В 1921 году Александры Михайловны не стало…. Она ещё при жизни завещала свою коллекцию этнографу, искусствоведу Е.Ю. Спасской, которой она и была передана в 1924 году через близких друзей Александры Михайловны художников К.Ф. Богаевского и М.А. Волошина.
В настоящее время в российских музеях хранятся рисунки и других исследователей культуры крымских народов, однако коллекция А.М. Петровой остается не только самой большой по количеству зарисованных вышивок, но самой значительной по богатству и разнообразию представленных орнаментов.
Виды декоративно-прикладного искусства обрели новую жизнь с возращением крымских татар на Родину. Благо, что сегодня многие мастера-хранители народного изобразительного искусства обучают молодежь традиционному крымскотатарскому шитью.
С экспозицией выставки можно ознакомиться в часы работы музея до 10 июля нынешнего года.