31 мая 2017 года исполняется 125 лет со дня рождения классика русской литературы Константина Георгиевича Паустовского. В связи с этим событием 11 ноября 2016 года Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям утверждён приказ о создании организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в честь знаменательной даты под председательством Михаила Сеславинского.
В состав оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий в честь 125-летия со дня рождения К. Г. Паустовского по согласованию вошли директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор Института русской литературы Всеволод Багно, директор Российского государственного архива литературы и искусства Татьяна Горяева, директор Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского Анжелика Дормидонтова, хранитель Дома-музея К. Г. Паустовского в Тарусе Галина Арбузова, заведующая Домом-музеем К. Г. Паустовского в Старом Крыму Ирина Котюк и другие.
2017 год, согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7, объявлен Годом экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
То, что 125-летие со дня рождения замечательного писателя, воспевающего природу родного края, защитника природы, писателя-пейзажиста, отмечается в Год экологии – не случайность, а закономерность, предопределённая свыше.
Сто пять лет назад в 1912 году в киевском альманахе "Огни" был напечатан первый рассказ Паустовского "На воде". А сто лет назад в 1916 году он начал писать свой первый роман "Романтики". Уже более века редкий писательский талант Константина Георгиевича Паустовского служит людям верно и беззаветно. Проникновенный лиризм, красота и музыкальность стиля пронизывают все его произведения. Но самым дорогим для читателей остаётся та гражданская и нравственная позиция, которая одухотворяет всё его творчество, его призыв к людям быть добрее, лучше, честнее.
Произведения Паустовского входят в нашу жизнь с юности. Начав его читать, невозможно не увлечься его произведениями о любви, разлуках, природе, искусстве. В каждом своём произведении писатель учит нас любить Родину, родную землю, по которой мы ходим. Его талант патриотичен в самом подлинном значении этого слова.
"Я пишу, превращаясь в книги, я даю себя всем" - в этих словах весь Паустовский, с его необыкновенной душевной щедростью. Он прожил большую жизнь, но всегда оставался молодым, по-юношески жадно вглядываясь в окружающее, находя живой интерес в шелесте трав, в запахах леса, в блеске росы.
Его самого всегда тянуло повидать мир, участвовать в больших и малых событиях. Среди выдающихся писателей ХХ века Паустовский по праву считается самым тонким и вдохновенным мастером пейзажа. В его произведениях можно найти описание природы различных уголков родной страны.
Константин Георгиевич Паустовский тонко чувствовал и бескорыстно любил природу и лирическое обаяние её пейзажей. Он обладал удивительным свойством обострённо-зоркого восприятия красоты окружающей природной среды. А его умение задушевно, образно, поэтично и точно описывать словом картины природы выдвинуло его в ряды подлинных писателей-пейзажистов. В этом смысле он является продолжателем традиций русских классиков, так любимых и почитаемых им А. П. Чехова, И. А. Бунина.
Пейзаж в творчестве Паустовского не является простым украшением или фоном действия. У писателя он органично вплетается в повествование, становится активным участником, своеобразным "действующим лицом". В этом заключается одна из особенностей писательского мастерства Паустовского. По Паустовскому, в понятие "родина" должны обязательно включаться родная природа, её богатства и красота.
Сейчас во всём мире очень много говорят и пишут об охране окружающей среды. Действительно, в наше время остро встал вопрос о необходимости сохранения и оздоровления природы во всемирном масштабе. К. Г. Паустовский ещё в далёкие 30-40-е годы прошлого века одним из первых поднял свой взволнованный голос в защиту природы.
Он писал о необходимости государственного подхода к вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В "Повести о лесах" (один экземпляр первого издания этой книги от 1949 года хранится в фондах Дома-музея К.Г. Паустовского; КП 735/К 324), в рассказе "Клад", в многочисленных очерках писатель развивает свои мысли о сбережении и охране неоценимого дара – русской природы и её красоты.
В 1946 году Паустовский написал проникновенные слова, которые не потеряли, а наоборот, приобрели ещё большую актуальность: "…родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа".
Паустовский открыл читателям страну, которая не обозначена ни на одной географической карте. Она населена чистыми и добрыми людьми. Она дышит зноем пустыни и солёной прохладой моря. В ней шумят ветра и льют дожди. В ней много лесных дорог и живого тепла печей в старых домах со скрипучими половицами. Читая Паустовского, мы учимся смотреть на мир его глазами.
Первая встреча с Крымом у Паустовского произошла век назад, когда ему было четырнадцать, в 1906 году. Здесь он впервые с особой силой ощутил красоту природы, ещё неясную мечту о творчестве - средняя полоса России появились намного позже. И это чувство снова через десять лет, в 1916 году, привело его в Крым. Год этот стал знаменательным в его творчестве. Именно в этот год Паустовский начал свой первый роман "Романтики", герои которого были связаны с югом России. Так крымская тема входила в его творчество.
"Крым стал как бы моей второй родиной, - скажет писатель позже. – Впервые я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара".
В 1966 году, находясь в Ялте, Паустовский дал интервью ялтинской "Курортной газете", которое не попало тогда на её страницы. Скорее всего, на тот момент, мысли, высказываемые Паустовским по поводу охраны окружающей среды, показались редакции газеты слишком крамольными. И только в 1994 году, через двадцать шесть лет после смерти писателя, это интервью было опубликовано. Оно не потеряло своей актуальности ни через, почти, тридцать лет после интервьюирования, ни через полвека, уже в наше время. Темой беседы была охрана природы, потому что нельзя было не коснуться этого вопроса, беседуя с Константином Георгиевичем.
Основной проблемой в вопросах охраны природы Паустовский считал невежество, которое нас всех окружает: "Главное – пробить стену невежества, - считал писатель. – Тут нужна честность и смелость. Дураков нужно называть дураками и опустошителями страны, даже если они занимают большие должностные кресла… Одна из причин творимых безобразий – невежество. Но если просвещение – дело наживное, то проявляется ещё более опасная болезнь – равнодушие. Есть люди, которым наплевать на всё, кроме своего собственного служебного и материального положения. В этом полном равнодушии к окружающему, к природе, к своей стране – корень величайшего зла".
У Паустовского было своё мнение об охране природы и исторических памятников в Крыму: "Крым – это особое место. Его нам заменить нечем. Он очень живописен, с изумительным климатом. Это страна с мягким характером. Крымский полуостров небольшой по территории. Всё это говорит за то, что его нужно особенно беречь. Охраны мало. Тут нужно возобновление и обогащение природы".
Паустовский не только был писателем, воспевающим природу, но он зорко всё подмечал. Известно, что он посвятил немало своих произведений этой "полуденной земле". Хотя родился он в Киеве, но своим родным краем называет и среднюю полосу России, и Крым, и многие другие места: "Нет места в стране, которое я не смог бы полюбить. Нужно только уметь видеть вокруг себя. Знание рождает любовь. Узкая мерка тут не подходит. Нужно необъятное чувство привязанности к своей родине".
Довольно известный факт в узких кругах – возмущение Константина Георгиевича по поводу переименования крымских посёлков. "Крымские названия не простые. Коктебель. Очень красивое название. А что такое Планерское? Мыло, мороженое? По-русски надо говорить Планерное. Зачем такое стремительное и небрежное изменение географических названий? Ведь многие из них прочно вошли в литературу, в историю, в обиход населения. Это разрушает любовь к своей стране. Сержантское, Солдатское, Офицерское, Генеральское… Крым, по сути, не для такого рода названий. Можно ли называть посёлки так, как это пришло кому-то в голову? Это не пустяк. Тут нужен и вкус, и общая культура. Нужно беречь великие названия. Не переименовываем же мы Севастополь. За ним огромная история, которая волнует каждого из нас. О неприятном нужно говорить. Это приглушает самоуверенность некоторых руководителей".
Последние слова Константина Георгиевича – объяснение, почему в 1966 году данное интервью не было напечатано. Мало кому из руководителей понравились бы такие прямые обвинения сейчас, а в 1966 году, и подавно.
Писатель В. Шкловский, близкий друг К. Паустовского, сказал: "У Паустовского есть реки, не отравленные кожевенными заводами, у него есть берега, у него есть лес. В его лесу есть листья. Он любит жизнь сплошную, а не в резолюциях… Влюблённость в обычное, влюблённость в свой лес, понимание, что самое прекрасное – та почва, которая тебя родила, это то, что влюбило читателей в Паустовского".
Паустовский обладает счастливым даром: он умеет смотреть и слушать природу, "разговаривать" с ней, фиксируя каждое, даже самое малое её движение. Ему в числе немногих избранных дано познать душу родной природы.
Константин Георгиевич пристально всматривался в мир. Он призывал видеть красоту родной земли и рассказывал о ней людям: "Природа обладает неслыханной щедростью. Ей не жаль своих сил. Кое-чему нам, людям, стоит поучиться у природы. Прежде всего – этой щедрости".
Тема взаимоотношений человека и природы одна из основных в творчестве К. Г. Паустовского. "Жить в мире с природой" - принцип писателя, который открыто выступал в защиту окружающей среды. Причём, в те годы, когда ещё никто не говорил об этом: "Только люди, не помнящие своего духовного родства, люди, тупо равнодушные к культуре своей страны, к её прошлому, настоящему и будущему, могут так безжалостно уничтожать ту высокую культурную ценность, что несут в себе природа, пейзаж и его красота".
Паустовский - это мокрые заборы, корзина с еловыми шишками, дождливые рассветы, грустные телеграммы… Он заколдованный. Все, кто пытался о нём писать, терпели поражение, наверное, потому, что считали писателем, а он был поэтом. Он писал прозу – но "прозу жизни" либо не замечал, либо поэтизировал её.
У русского писателя всё-таки особая роль на его родине. Он не развлекает, не информирует, а учит жить, о чём-то повествуя. Трудно назвать хотя бы одного иностранного писателя, который описывал природу своей родины так, как это делают русские писатели.
Паустовский учил видеть, вглядываться в жизнь. В багровый лист осины под стеклом осеннего льда, в мягкие сочные иглы растения по имени портулак, в нежное предрассветное сияние русского неба, в естественное и прелестное богатство русского языка.
Его настольными книгами были определители растений и географические атласы. Уже плохо видя, под старость, он рассматривал цветы в своём саду в Тарусе через древнюю выщербленную лупу. Скептики и прагматики посчитают это пустяком, но, придёт время, поймут и они, что это – благоговение перед жизнью.
Солженицын, в защиту которого Паустовский вступался не один раз, упрекнул его, как он с его талантом в такое время может писать о стебельках! Паустовский отмалчивался. Он догадывался, что вечные книги пишутся на вечном материале. Всякая борьба преходяща. А стебельки вечны.
Сейчас многие кричат о любви к родине, России. А что они знают о ней? Многие ли знают, чем отличается спорый дождь от грибного? А ведь эти определения дождя исконно русские.
"Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово "спорый" означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низки туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые" (К. Паустовский "Золотая роза")
Читая эти строки, слышишь шум спорого дождя и чувствуешь запах дождевой свежести, которой насквозь пронизаны все произведения Константина Георгиевича Паустовского, призывающего нас "жить в мире с природой".