Что такое сказка? Я думаю, что у каждого сразу возникает представление, что это такая выдуманная история обязательно со счастливым концом, какими-то сказочными персонажами и волшебными событиями. Когда мы слышим слово "сказка", мы сразу как бы возвращаемся в детство, представляем красивую большую книгу, скрывающую в себе столько всего интересного и непонятного, но такого влекущего и волшебного для каждого ребёнка. И обязательно нужно было ждать вечера, чтобы мама, закончив все домашние дела, взяла книжку в руки, и можно было уютно устроиться с ней на диване и слушать, и представлять, и фантазировать.

Когда мы говорим о сказках, у каждого человека, уверена, есть своя, особенная, любимая… Мы вспоминаем какую-то определённую, ту, которая запала в душу и запомнилась с детства на долгие годы, которую мы непременно расскажем своему ребенку. Сказки бывают разные, но все они обязательно чему-то учат: доброте, любви, доверию, взаимопомощи, дружбе. Каждый читатель почерпнёт именно то, что нужно ему.

Константин Паустовский не считал себя детским писателем, но, тем не менее, он написал немало произведений для детей, и сказок, в том числе. Им написаны такие сказки, как "Тёплый хлеб", "Похождения жука носорога", "Дремучий медведь", "Растрёпанный воробей", "Квакша", "Заботливый цветок". Многие из них экранизированы. Например, сказка "Тёплый хлеб" - очень поучительная, она вызывает много различных эмоций у детей.

Сюжет как будто бы и прост, но сколько всего сказано автором. Затронута детская тема и тема отношения к животным. Это не простая сказка, в ней реальные события переплетаются с вымыслом. В сказке рассказывается о маленьком мальчике Фильке и о его нехорошем поступке, и о том какие последствия повлёк он за собой. События происходят во время Великой Отечественной войны в деревне Бережки. Кавалеристы, проходившие через деревню, оставили там раненого коня.

"Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну тебя!". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". [1]

Казалось бы, пока ничего сказочного не происходит.

"Панкрату было трудно прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться<…> По деревне говорили, что конь ничей, а вернее - общественный, и каждый считал своей обязанностью его накормить". [2]

"Филька был угрюмый и неприветливый мальчик, и когда услышал, что конь пришёл к его избе просить еды, очень грубо обошёлся с животным и незаслуженно обидел его. Он ударил его наотмашь по губам и швырнул ему корку хлеба далеко в снег со словами: "На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!". [3]

И вот после этого начинают происходить какие-то странные события. Такое чувство, что конь не простой, а волшебный. Как будто он отождествляется с человеком. С человеком, который в благодарность помогает мельнику Панкрату на мельнице, который ходит просить хлеба по дворам в деревне, но делает это очень скромно, деликатно. Почему Филька обидел коня? Потому что он побеспокоил его, и ему это не понравилось, потому что он просто был со всеми таков: неприветливый и злой, даже со своей бабушкой. Внезапно деревню сковал сильнейший мороз. Почему? В наказание за жестокость и бессердечие мальчика, по отношению к своему меньшему брату. По его вине пострадал не только конь, но может пострадать и вся деревня.

"Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна". [4]

И теперь писатель хочет донести до читателя простые истины – нельзя быть грубым и жестоким по отношению к людям и животным, к тем, кто слабее и беззащитнее. Научить отвечать за свои поступки. Всколыхнуть в душе каждого то зерно добра, которое, безусловно,  должно дать свои ростки. И теперь мальчик должен исправить то, что совершил, искупить свою вину и осознать то зло, которое он причинил животному, и которое мог бы причинить всей деревне. Филька решил позвать на помощь деревенских ребят, чтобы вместе с ними прорубить лёд на реке около мельницы.

"Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и вода, и мука, и всеобщее спасение". [5]

Казалось бы, обычное дело, но тут опять случается волшебство. Сорока решает помочь Фильке спасти деревню от гибели. Почему? Она услышала рассказ мальчика и пожалела его.

"…она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом… к вечеру лед треснул, разошёлся, ребята и старики нажали – и в мельничный лоток хлынула с шумом вода". [6]

Кажется, будто сказка вмешалась в реальную жизнь и помогла людям. Но они этого и не заметили. В деревне наступает праздник "тёплого хлеба". Все люди радуются и смеются, когда тёплая мука сыпется в мешки на мельнице. Потом по всем дворам кололи дрова, топили печи и к ночи по всей деревне стоял такой чудесный запах теплого и сладкого хлеба с румяной корочкой. Почему хлеб тёплый? Не только потому, что он только из печки, а ещё и потому, что он сделан теплом людских рук, замешан на доброте и взаимопомощи.

Чему нас учит эта сказка? Она учит нас быть добрыми и приветливыми, ценить доверие, любовь, труд, быть сострадательными и милосердными и беречь нашу землю и то, что она нам даёт. А также, помогать всем, кто в этом нуждается.

Есть у Паустовского ещё одна сказка "Растрёпанный воробей". Эта сказочная история о любви, верности и благодарности. В ней рассказывается о маленьком воробушке, которого спасла девочка Маша. Но это не простой воробей. Его зовут Пашка, он волшебный, потому что может понимать человеческую речь и сочувствовать и сопереживать людям.

Здесь тоже сказка переплетается с реальной жизнью, и жизнь воробьёв очень схожа с человеческой. Воробьи также озабочены поиском пищи, и сетуют на то, что раньше было легче жить. Но самое главное в этой сказке – это чувства. Чувство любви и нежности Машиной мамы к отцу девочки, который находился очень далеко от дома на службе. И это чувство сосредоточилось на маленьком стеклянном букетике, брошке, которую Машин папа подарил маме балерине перед отъездом на память о нём. И просил одеть её на спектакль, вспоминая его.

"За два дня до спектакля мама вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он был моряком и привёз этот букетик из какой-то далёкой страны. Потом Машин отец ушел на войну… был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием Камчатка, и вернётся не скоро, только весной. Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов. Это было удивительно, потому что раньше мама никогда не разговаривала с вещами". [7]

Маше отдал воробья милиционер, чтобы он не замёрз на морозе. Девочка отогрела его, накормила и выпустила. С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше. А ещё он видел, как старая ворона, забравшись через форточку, украла стеклянную брошку.

"Утром прилетел Пашка. Он сел отдохнуть на баснописца Крылова, услышал рассказ об украденном букете, нахохлился и задумался". [8]

Пашка был очень справедливый воробей, и он решил помочь Маше, отблагодарить её за доброе дело. Они решили напасть с воробьями на ларёк, где жила ворона.

"Сразу воробьи не решились, конечно, напасть на ларёк, а расселись на соседних крышах и часа два дразнили ворону. Они думали, что она разозлится и вылетит из ларька. Тогда можно будет устроить бой на улице, где не так тесно, как в ларьке, и где на ворону можно навалиться всем сразу. Но ворона была учёная, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала. Тогда воробьи, наконец, собрались с духом и начали один за другим проскакивать в ларек. Там поднялся такой писк, шум и трепыхание, что вокруг ларька тотчас собралась толпа". [9]

Для воробья это было делом чести, вернуть эту веточку Машиной маме, и он не испугался, проявил смекалку, храбрость и отвагу. Ему удалось добыть заветную брошку, и он полетел прямо в театр, где уже началось выступление. "И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы, - вот в это самое время в зрительный зал ворвался, поносившись и поплутав по театральным лестницам, маленький растрёпанный воробей. Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки. Он закружился над сценой, ослеплённый сотнями огней, и все заметили, что в клюве у него что-то нестерпимо блестит, как будто хрустальная веточка". [10]

Разворот книги К. Г. Паустовского "Растрёпанный воробей" (фонды музея КП 686/К 281)

Это было чудо, волшебство. Такой маленький и слабый воробышек совершил такой поступок. Настолько сильно было в нём чувство благодарности, что Машина мама плакала от счастья. И когда дочка спросила её почему она плачет, она ответила: "От маленькой радости смеются, а от большой плачут". [11]

Это замечательная и чудесная сказка, которая вызывает бурю различных эмоций. Но прежде всего, чувство тепла, доброты и нежности.

Добро всегда побеждает зло – именно это хотел сказать автор, все начинается с малого. И маленьким поступком можно принести радость. И мы уже с детских лет должны знать и понимать это. И всегда стремиться к большему, теплому и светлому.

Примечание

В данном материале были использованы тексты из произведений К. Г. Паустовского, хранящиеся в основном фонде Дома-музея К. Г. Паустовского.:

1-6. Паустовский К. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. Пьесы. Рассказы. Сказки. М.: "Художественная литература", 1969. - C. 567-569, 571-573 (Фонды музея КП 181/К 30).

7-11. Паустовский К. Растрёпанный воробей. Рассказы и сказки. М.: "Махаон", 2013. – C. 84, 93-94, 97-98, 100 (Фонды музея КП686/К281). Книга была подарена музею Московским литературным музеем-центром К. Г. Паустовского, с которым наш музей плодотворно сотрудничает и тепло дружит уже много лет. Книга в плотном картонном переплете, очень яркая и красочная. В книге много цветных иллюстраций, представлены рассказы и сказки К. Паустовского.

Материалы из фондов постоянно используются в работе музея: различных мероприятиях, квестах, выставках, написаниях статей и лекций.

вИНЬЕТКА

1а      2а      3а

4а      5а

6а      7а

8а     9а

10а     11а

12а

13а

Без имени 5

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт