В собрании Дома Поэта хранится небольшая коллекция японских гравюр, приобретенная М.А. Волошиным в Париже. Темой большинства гравюр стали театральные сцены и актеры театра Кабуки, шесть гравюр представляют пейзажи Японии.

Воплощение всего лучшего в японском искусстве Волошин видел в эстампах Хокусая, о работах которого чаще всего упоминал в своих критических статьях об искусстве. В собрании сохранился одна ксилография этого художника «Ловля китов в местечке Кидзо».

В коллекции хранятся три гравюры по рисункам Андо Хиросигэ: «Местность Ямасита в Уэно» (серия «Сто видов Эдо»), «Вид на гору Оно Ояма в провинции Хори» (серия «Достопримечательности более чем 60 провинций»), «Гроза и ливень в Камэяма» (серия «53 станции Токайдо»).

С работами Андо Хиросигэ Волошин связывал воспоминания о встречах с Маргаритой Сабашниковой, ставшей его первой супругой. Во время приезда в Париж Маргариты Сабашниковой в июне 1904 году, они вместе посещают японский отдел в Лувре. Впоследствии, по совету М. Сабашниковой Волошин украсил стены своего парижского кабинета японскими гравюрами.   «Я сделаю так, как ты велишь… Я повешу на стены японцев – у меня теперь есть несколько очень хороших. И сегодня я нашел вечерний дождь Хирошиги, такой как у тебя. Я вошел в магазин и подумал: я бы хотел найти «Дождь», потому что весь мой первый приезд в Цюрих в нем. Я смотрел на него и чувствовал твои руки. И первое, что было, когда я раскрыл папку, был «Дождь». (Письмо М. Сабашниковой от 19 сентября / 2 октября 1905. Париж).[1] «Вечерний дождь в Атаке на Великом мосту» (другое название «Ливень над мостом Охаси и местность Атакэ») - одна из наиболее известных гравюр А. Хиросигэ (из серии «Сто видов Эдо», 1856-1858гг). В собрании эта гравюра не сохранилась.

Тремя пейзажными эстампами Хиросигэ, как и гравюрами других японских мастеров, Волошин украсил свою мастерскую в Коктебельском доме, развесив их по шесть над диванами в Каюте царевны Таиах, по бокам от скульптуры, в образе которой Макс увидел черты Маргариты. Художник Леонид Фейнберг вспоминал: «И в этом своего рода… полугроте – два дивана друг против друга, и над ними, по обе стороны, две цепи японских деревянных гравюр: Хиросигэ, Хокусаи, Утамаро…».[2]

Две гравюры из фондов музея, подписанные как работы неизвестного художника и названные по сюжету изображения «Носильщики» и «Дорога среди полей» могут быть также атрибутированы как работы Андо Хиросигэ.

Неизв. Худ. «Дорога среди полей» из собрания ДМВ. Б/д.

Неизв. Худ. «Дорога среди полей» из собрания ДМВ. Б/д.

Гравюра «Дорога среди полей» - лист из серии Gyosho  «Пятьдесят три станции Токайдо», изображает двадцать седьмую станцию «Фукурой» (1841-1844) (ил. 1 и 2).

Андо Хиросигэ. «Фукурой». 2-е издание серии «53 станции Токайдо»  Gyosho. (1841-1844)

Токайдо – дорога, соединявшая Эдо с Киото, пролегала вдоль восточного берега Хонсю, из-за чего получила своё название «Восточный приморский тракт». Вдоль неё были расположены пятьдесят три почтовые станции, где путникам предлагался ночлег, еда и конюшни.

В 1832 году Хиросигэ путешествовал по этому пути в составе официальной делегации, перевозившей лошадей для императорского двора, а после поездки создал серию, прославившую его как знаменитого художника.

Через несколько лет Хиросигэ задумывает еще две серии горизонтального формата на эту тему. Серия  Gyosho  (название написано gyosho, или неформальным шрифтом) вышла около 1840 года в издательстве Ezakiya Tatsuzō. В издательстве Yamadaya Shōjirō опубликовано второе издание серии с перерисованными гравюрами для четырех станций, среди них и гравюра «Фукурой». Эстамп из фондов музея принадлежит ко второму изданию серии Gyosho.[3]

На гравюре изображены путники, идущие по тракту среди рисовых полей. На горизонте дома деревни и зеленая полоса насаждений.

Хиросигэ дает перспективное изображение дороги. На первом плане в центре гравюры крестьянин в темно-синей одежде с белой повязкой на голове и мешком за спиной. Фронтальное изображение человека на первом плане редко встречается в эстампах Хиросигэ, движение обычно проходит по диагонали вглубь или горизонтально параллельно листу.

На гравюре с изображением восемнадцатой станции этой серии «Эджири: вид на гавань в Симидзу вдалеке» (ил. 3) Андо Хиросигэ. «Эджири: вид на гавань в Симидзу вдалеке». Серия «53 станции Токайдо»  Gyosho. (1841-1844)на первом плане также фронтальная фигура крестьянина в шляпе и плаще, но размеры фигур по отношению к пропорции листа меньше, общее движение в гравюре идет от центра вглубь к левому краю, тогда как в гравюре из собрания музея фигура идет прямо, создавая впечатление вхождения зрителя в пространство листа.

Фукурой-дзюку была двадцать седьмой из пятидесяти трех станций Токайдо, и это делало ее центром маршрута. Она располагалась в современном центре города Фукурой, префектуры Сидзуока. Название станции происходит от источников, расположенных в этом районе.

Станция Фукурой была создана позже, чем большинство почтовых станций, после 1616 года. Она находится в 9,7 км от Какегава-дзюку, предыдущего почтового городка. В период наибольшего исторического расцвета на территории Фукурой-дзюку находились 195 зданий, включая три хондзина (гостиницы для феодалов) и 50 хатаго (постоялые дворы для простых людей). Общая численность населения составляла около 843 человек. Поскольку поселение находилось в непосредственной близости от трех главных храмов бывшей провинции Тотоми, оно также процветало как ворота в три храма (Hattasan Sonei-ji, Kasuisai и Yusan-ji).[4]

Здесь тракт проходил через безлюдные поля, и это было неудобно для путешествия в летние месяцы. Тем не менее, район был известен своими сильными ветрами в зимнее время, когда запуск воздушного змея был популярным местным времяпрепровождением.[5] Эта тема отражена на многих гравюрах Хиросигэ, при изображении станции маршрута. (ил. 4,5,6)

Андо Хиросигэ.  «Фукурой» 1-го издания серии «53 станции Токайдо»  Gyosho. (1841-1844)

Андо Хиросигэ.  «Фукурой» 1-го издания серии «53 станции Токайдо»  Gyosho. (1841-1844)

Андо Хиросигэ. «Фукурой». Серия «53 станции Токайдо» Reisho Tokaido  (1847-1852)

Успех серии пейзажей Токайдо, побудил других художников копировать работы Андо Хиросигэ. «Фукурой». Серия «53 станции Токайдо» «Вертикальное Токайдо» (1855)Хиросигэ, особенно в период, когда гравюры актеров и куртизанок были запрещены законом.

Тоёкуни III Утагава (Кунисада) создает цикл гравюр с изображением станций Токайдо. На фоне пейзажей с гравюр Хиросигэ из серии «Великое Токайдо» с небольшими изменениями он изображает фигуры красавиц в стиле бидзинга (1838). На этой гравюре показан пейзаж станции Фукурой возле чайного киоска с видом на удаляющуюся дорогу (ил. 7,8).

Тоёкуни III Утагава (Кунисада). «Фукурой». Серия «53 станции Токайдо» (1855)

Утагава Куниёси (в собрании музея три его театральные гравюры) создал серию станций Токайдо (1835) на двенадцати пластинах, ставящих его на один уровень с Хиросигэ. Эта серия Куниёси дает представление о расположении станций. На седьмой пластине представлены станции Ниссака, Какегава, Фукурой, Мицукэ и Хамамацу.[6] Фукурой располагается в нижнем поле ближе к центру. (ил. 9)

Утагава Куниёси. Седьмая пластина. (станции Ниссака, Какегава, Фукурой, Мицукэ и Хамамацу). Серия «53 станции Токайдо». (1835)

Вторая гравюра «Носильщики» может быть атрибутирована как «Вид Таканавы» («Таканава-но-дзу») из серии «Достопримечательности восточной столицы». (1835-1838). (Ил. 10, 11)

Андо Хиросигэ. «Фукурой». Серия «53 станции Токайдо» «Великое Токайдо» (1833-1834)Неизв. худ. «Носильщики»   из собрания  ДМВ. Б/д

Хиросигэ посвятил теме Эдо, восточной столицы Японии, пятьдесят больших серий, в том числе и первую, вышедшую в 1831 г., в которой он впервые выступил в роли пейзажиста. Ободренный успехом у городской публики, он вновь обращался к этой теме. В издательстве Kikakudō (Sanoki-Sanoya Kihei) выходят два издания этой серии; первое издание относится к 1830-м годам, а второе-к 1840-м годам.[7] К первому изданию относится эта гравюра. Во всех гравюрах издания - одиночный вертикальный картуш в правом поле.

Андо Хиросигэ. Гравюра «Вид Таканавы». Серия «Достопримечательности восточной столицы». (1833-1835)

В период Эдо район Таканава не входил в черту Токио, а был самостоятельным небольшим городком к югу от Токио, через который проезжали все путешествующие из Эдо в Киото. На окраине квартала Сибатамати, у ворот Таканава находилась застава, которую упразднили из-за частых пожаров. Сегодня это деловой район Токио, расположенный всего в трех станциях от исторического центра.

За воротами Таканава у моря находился квартал Курумате. Слово «Таканава» записывалось иероглифами, означающими «Высокое колесо», а «Курумате» - «Квартал повозок», и на гравюрах с пейзажем Таканавы Хиросигэ изображает повозки и телеги, раскрывая в художественных образах название городка. [8]

На гравюре представлена гавань Окидо в Таканаве, известная как ворота в Эдо. В бухте заходят парусные суда. На берегу изображены три пары носильщиков, которые несут каго (паланкины). Каго, в зависимости от положения человека в обществе, отличались по качеству и комфорту. По тому, какие каго стояли у дверей гостиницы, можно было определить уровень обслуживания.[9]

В центре изображения за носильщиками невысокая каменная постройка, сверху заросшая травой. Напротив, через дорогу находилось такое же сооружение (достопримечательности этих мест, изображены на многих гравюрах Таканавы).

Гравюра создана в 1830-е годы — время сложения художественной манеры Хиросигэ-пейзажиста. В его творчестве формируется особый тип камерного, лирического пейзажа. В спокойных, ясных, уравновешенных композициях Хиросигэ стремился передать обаяние японской природы, рассказать о красоте морских бухт и парусных лодок.[10] На ранних этапах творчества большое место в пейзажных композициях уделяется жанровым сценам, теме путешествий. Хиросигэ не чуждается обыденности, жизнь человека среди природы осознается им как путь к постижению ее души.[11]

В серии Утагавы Куниёси с панорамным изображением станций Токайдо (1835), первая пластина дает вид на Нихонбаси, Синагава, Кавасаки и станцию Канагава. Нихонбаси (мост Нихон), показанный в нижнем левом углу, переполненном носильщиками и путешественниками. За рекой на морском берегу хорошо виден пейзаж Таканавы с двумя каменными постройками по бокам от дороги, одна из которых изображена на гравюре из собрания музея.[12] (ил. 12).

Андо Хиросигэ. Триптих «Вид Таканавы». Серия «Достопримечательности восточной столицы». (1832-34)

Любование луной, выходящей из-за моря, и вечерний пейзаж Таканавы становятся темами многих гравюр Хиросигэ. (ил. 13,14,15,16,17,18).[13]

Андо Хиросигэ. Вечерний вид на Таканава. (1833)Андо Хиросигэ. Лунный вечер в Таканаве. (1840-1842)Андо Хиросигэ. Наблюдение за луной в Таканаве в двадцать шестую ночь. (1840-1842)Андо Хиросигэ. Полнолуние в Таканаве (1831-1832)

Андо Хиросигэ. Вид на Луну в Таканаве (1839 -1842)Андо Хиросигэ. Вечерний вид на Таканава.  (1843-1847)

В период Эдо издавались серии гравюр, в которых изображались события и легенды связанные с определенной местностью. При этом сюжет может быть представлен на фоне абстрактного фона, без связи с историческими пейзажами. В 1845-1846 годах выходит издание серии «53 станции Токайдо» с гравюрами Хиросигэ, Кунисада и Куниёси. Гравюра «Фукурой» иллюстрирует легенду о Сакура-га-икэ (Сакура-га-икэ но юрай). (ил. 19)

Утагава Кунисада. Фукурой: легенда о Сакура-га-икэ. Серия «Пятьдесят три пары для дороги Токайдо Токайдо» (в соавторстве с Утагава Куниёси и Андо Хиросигэ). (1845-1846)

Утагава Кунисада. Фукурой: легенда о Сакура-га-икэ. Серия «Пятьдесят три пары для дороги Токайдо Токайдо» (в соавторстве с Утагава Куниёси и Андо Хиросигэ). (1845-1846)

В центре изображения перед красавицей, одетой в кимоно из драконьей чешуи, на коленях в молитве стоит японский буддийский монах Хонэн Шонин, основатель школы Дзёдо-сю (1133-1212). Его называют «великим учителем совершенного света». По легенде в районе Фукуроя Хонен Шонин во сне увидел прекрасную женщину, одетую в чешую. Женщина сказала, что утопилась и превратилась в дракона в Сакурага-Айке, но ее жизнь полна мучений из-за маленьких червей между чешуйками. Она попросила монаха молиться о ее спасении. Хонэн выполнил просьбу, и вскоре на поверхности появился дракон со снятой чешуей и гладкой кожей.[14]

Со станцией Таканава связано окончание драмы «Тюсингура», одной из самых популярных пьес эпохи Эдо о сорока семи верных вассалах, пошедших на смерть, чтобы отомстить за своего господина. В основу пьесы положены реальные события, связанные с местью справедливых самураев.[15] (ил. 20)

Андо Хиросигэ. Чушингура. Акт XI, часть 2. Ронины встречаются в гавани Таканавы, чтобы отправиться к храму Сэнгаку. (1843-1847)

В XI акте пьесы ронины (воины, не сумевшие уберечь от смерти своего господина и оставшиеся без покровительства) встречаются в гавани Таканавы, чтобы отправиться к храму Сэнгаку. Один из них несет урну с головой Моронао - феодала, оскорбившего их господина и приведшего его к смерти. На берегу находится лодка с тремя ронинами, один из которых несет еще одну урну, в которой собирается передать голову по воде Сенгакудзи в случае, если на них нападут слуги Моронао или его друзья по дороге.[16]

Действие проходит на берегу гавани, с левой стороны видна стена одной из двух каменных построек, которая представлена в центре гравюры из собрания музея.

Интерес к культуре Востока возник у Максимилиана Волошина после путешествия в Ташкент (1900г), пришло понимание «о необходимости идти учиться к другим цивилизациям: китайцам и, индусам».[17] В 1901 году Волошин едет в Париж - художественный центр Европы, встречается там с хамбо-ламой Тибета и начинает изучать японское искусство, планирует поездку в страну восходящего солнца. «Япония даст вне-европейскую точку для искусства... Опять принялся за Национальную Библиотеку. Конечно, теперь мои предметы – Индия и Япония».[18]

В своих критических статьях Волошин утверждал, что японское искусство находится на высшей стадии развития, в третьем периоде – стилизации и обобщения, куда только вступает искусство Европы.[19]

Список литературы:

  1. Виноградова Н. Вечер в Таканава. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://art.1sept.ru/view_article.php?id=201001006

  2. Волошин М.А. Скелет живописи / Лики Творчества - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988

  3. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 8 Письма 1893-1902. - М.: Эллис Лак, 2003

  4. Гундзи Масакацу. Японский театр Кабуки.- М.: Прогресс, 1969. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000035/stshtml

  5. Купченко В.П. Труды и дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. – СПб.: Алетейя, 2002

  6. Мои 100 дорог– [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.100roads.com/2012/07/23/53-stations-tokaido_1/

  7. Утагава Хиросигэ – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://art.goldsoch.info/kvartal-usimati-takanava-utagava-xirosige/

  1. Фейенберг Л. "Три лета в гостях у Максимилиана Волошина" // Воспоминание о Максимилиане Волошине. – М., Советский писатель, 1990

  2. THE WOODBLOCK PRINTS OF UTAGAWA HIROSHIGE – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.hiroshige.org.uk/index.html

  3. Famous Views of the Fifty-three Stations of the Tôkaidô – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kuniyoshiproject.com/Famous%20Views%20of%20the%2053%20Stations%20of%20the%20Tokaido.htm

  4. Fukuroi-juku. Wikipedia – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Fukuroi-juku

  5. Hiroshige's 'Famous Places in the Eastern Capital' (1831 - 1856) – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mercury.lcs.mit.edu/~jnc/prints/ViewsToto.html

  6. Драма «ЧУШИНГУРА». THE WOODBLOCK PRINTS OF UTAGAWA HIROSHIGE Basil Stewart: A Guide to Japanese Prints – [Электронный ресурс] - Режим доступа:

    https://www.hiroshige.org.uk/Stewart/Stewart_Chapterhtm#chushingura_1840s


[1] Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 8 Письма 1893-1902. - М.: Эллис Лак, 2003. - С. 766, 768

[2] Фейенберг Л. "Три лета в гостях у Максимилиана Волошина" // Воспоминание о Максимилиане Волошине. – М., Советский писатель, 1990 - С. 287

[3] THE WOODBLOCK PRINTS OF UTAGAWA HIROSHIGE. Basil Stewart: A Guide to Japanese Prints – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.hiroshige.org.uk/Stewart/Stewart_Chapter_11.htm#Kunisada_Tokaido

[4] Fukuroi-juku. Wikipedia – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Fukuroi-juku

[5] Мои сто дорог – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.100roads.com/2014/07/25/53-stations-tokaido_3/

[6]Famous Views of the Fifty-three Stations of the Tôkaidô – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kuniyoshiproject.com/Famous%20Views%20of%20the%2053%20Stations%20of%20the%20Tokaido.htm

[7] Hiroshige's 'Famous Places in the Eastern Capital' (1831 - 1856) – [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://mercury.lcs.mit.edu/~jnc/prints/ViewsToto.html

[8] Утагава Хиросигэ – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://art.goldsoch.info/kvartal-usimati-takanava-utagava-xirosige/

[9] Мои 100 дорог– [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.100roads.com/2012/07/23/53-stations-tokaido_1/

[10] Виноградова Н. Вечер в Таканава. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://art.1sept.ru/view_article.php?id=201001006

[11] Там же

[12]Famous Views of the Fifty-three Stations of the Tôkaidô – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kuniyoshiproject.com/Famous%20Views%20of%20the%2053%20Stations%20of%20the%20Tokaido.htm

[13] Hiroshige's 'Famous Places in the Eastern Capital' (1831 - 1856) – [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://mercury.lcs.mit.edu/~jnc/prints/ViewsToto.html

[14] CATALOGUE - TOKAIDO GOJUSAN TSUGI HODOGAYA 28. Fukuroi ) – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.hiroshige.org.uk/Strange/Strange_Catalogue_08.htm

[15] Гундзи Масакацу. Японский театр Кабуки.- М.: Прогресс, 1969. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st075.shtml

[16] THE WOODBLOCK PRINTS OF UTAGAWA HIROSHIGE Basil Stewart: A Guide to Japanese Prints – [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.hiroshige.org.uk/Stewart/Stewart_Chapter_27.htm#chushingura_1840s

[17] Купченко В.П. Труды и дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 83

[18] Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 8 Письма 1893-1902. - М.: Эллис Лак, 2003. - С. 766, 768

[19] Волошин М.А. Скелет живописи / Лики Творчества - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988 – С. 216

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт