Импровизация: гребцы в лодках. (Алек (Пазухин), [Кай], Эфрон Кот, (Дым - Вадим Пазухин)Одной из увлекательных и, несомненно, важных глав в истории Дома Поэта является жизнь детей постояльцев, гостивших у М. А. Волошина.

 Детский рисунок. Константин Эфрон (Кот). (Сын Веры Яковлевны Эфрон). Б.,акв.,каранд. «Дети нас не стеснят, потому у нас их всегда много в доме»[1], - писал Максимилиан Александрович в одном из писем к литератору и искусствоведу С. Н. Дурылину, приглашая его семью в Коктебель. Многие из этих детей, став взрослыми, оставили свои воспоминания о своем пребывании в небольшой деревеньке у моря, в доме хозяина, который превратил его «в бесплатную художественную колонию — открытую для всех, кто нуждается (материально, физически и духовно)»[2]. Эти воспоминания интересны тем, что дают читателю возможность представить по описанию детского восприятия быт и атмосферу Дома Поэта в разные периоды ХХ века, а также характеристику портретов гостей Максимилиана Александровича.

Наиболее ценны мемуары о посещении Коктебеля до 1932 года, когда центром духовной и творческой жизни являлся сам М. А. Волошин. Многие дети того времени получили счастливую возможность впитать «дух Дома, идеи Волошина, испытать влияние его выдающейся личности, как непосредственно от него самого, так и через родителей больше общавшихся с ним»[3]. Хотя нельзя уменьшать значимость и более позднего периода, освещающего жизнь вдовы поэта Марии Степановны, сумевшей стать средоточием Дома Поэта, ее стремление сохранить память о Максе, волошинские традиции Дома, творческое и социальное окружение.

Дети на пляже. Лето 1927г.

Распорядок дня у юных гостей был довольно разнообразным и включал в себя не только купание в море, походы по Киммерийским холмам и бухтам Кара-Дага. Уделялось время и занятиям. Они изучали иностранные языки, лепили из глины, рисовали, участвовали в театральных постановках, занимались музыкой, пластикой и танцем. Для детей устраивали творческие вечера, читали книги, соответствующие их возрасту. Свои сказки, стихи читали детям А. Н. Толстой, К. И. Чуковский, П. С. Соловьева, Н. И. Манасеина, Е. И. Благинина.

Обратная сторона фотографии «Дети на пляже. Лето 1927г.»«Дети копируют взрослых в поведении, интересах, занятиях,- вспоминал Алек Пазухин, шестилетним ребёнком впервые приехавший в гости к Волошиным в 1925 году со своими родителями. - Естественно, что живя в доме художника, я много рисовал и лепил из глины»[4]. Сам же Максимилиан Александрович о роли детей в жизни каждого из нас писал: «Взрослым же есть чему научиться от детей. Взрослые придут наконец учиться к детям, придут учиться играть. Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении - это те, которые сумели не вырасти»[5].

Детский рисунок. Константин Эфрон (Кот). (Сын Веры Яковлевны Эфрон) Б.,акв.,гуашь, каранд.

В фондах Дома-музея М. А. Волошина хранятся детские рисунки разных периодов времени. Многие из них не датированы и, зачастую, безымянны. Но есть работы маленьких художников, фамилии которых нам известны, благодаря их родителям. Например, рисунки Константина Эфрона[6], сына Веры Яковлевны Эфрон, которого взрослые ласково называли Кот. В Коктебель Вера Яковлевна с четырехлетним сыном приехала в июне 1925 года. Мальчик быстро нашел друзей в Доме Поэта, одним из них был Алек Пазухин. Взрослые пытались создать детворе праздничное настроение, отмечая их дни рождения или именины. Пекли пироги, печенье, покупали мороженое, фрукты и другие сладости. Запечатлевали эти яркие моменты на память, делая фотоснимки[7]. А Мария Степановна, помогала родителям занимать малышей. В письме к своему мужу М. А. Пазухина писала о том, как Мария Степановна рассказывала сказку ее сыновьям, Коту Эфрону и восьмилетней Але[8].

Эфроны гостили у Волошиных каждое лето до 1930 года. В переписке с Волошиными, Вера, по просьбе сына, вкладывала в конверт его рисунки. С обратной стороны рисунка простым карандашом Кот писал Марусе и Максу письмо.[9] «Милый Макс посылаю тебе акварель своей работы. Нельзя ли будет приехать ответь пожалуйста. Целую. Ждите. Кот. 12 июня. Максу»[10], - написано в одном из таких посланий.

Обратная сторона рисунка. Письмо Константина Эфрона к Максу Волошину.

В будущем Константин Михайлович стал биологом и хранителем многочисленных реликвий семьи Цветаевых-Эфрон. Его мама Вера Яковлевна - актриса Камерного театра, одна из тех взрослых, которые уделяли время детям и занимались их досугом в Доме Поэта.

Актриса Христина Бояджиева вспоминала: «Впервые я приехала в Коктебель семи лет. Однажды Алексей Толстой пригласил детей на поляну, при луне, с полынным запахом. Читал отрывок из романа «Хромой барин» и сказки. Запомнилась фраза про кота: «У него была большая круглая голова и длинный хвост сзади».

Дети в палатке у дома Пра,1927г. (Е. О. Кириенко-Волошиной)На этой поляне Вера Эфрон занималась с детьми пластикой. Когда играли в горелки, устраивали живые картины, концерты - нас детей всегда приобщали. Помню я изображала на площадке второго большого дома, в живых картинах, колдунью, с распущенными волосами, сидя у треножника. В котле тлели угли и вспыхивало яркое пламя. Мой маленький брат робко стоял с протянутой рукой для гадания»[11].

В фондах музея сохранилась акварель неизвестного автора с изображением двухэтажного дома на фоне скал Кара-Дага. В правом нижнем углу дата: Коктебель, 1930.VIII. С обратной стороны простым графитным карандашом надпись: «Дом Бояджиевых»[12]. Это свидетельствует о том, что некоторые люди, приезжавшие в гости к Волошину, настолько влюблялись в здешние места, холмы, море, степи, что в будущем приобретали здесь земельные участки и строили свои дачи. Новыми коктебельцами стала и семья Бояджиевых.

«Дом Поэта». Неустановленый автор.  Б.,акв.

Интересен шуточный детский рисунок С. Заяицкого[13]. Предположительно, сына прозаика и переводчика С. С. Заяицкого. Семья Заяицких: Сергей Сергеевич, Елизавета Ивановна и двое сыновей - девятилетний Сережа и семилетний Миша гостила у Волошиных летом 1927 года и, конечно же, внесла свою лепту в творческое содружество Дома Поэта. Этим летом С. Заяицкий в Мастерской читал рассказ «Сонатина Клементи» и водевиль[14], подарил Марии Степановне свою детскую книжку «Аист Лелька», ко Дню именин М. А. Волошина написал поздравительные куплеты, которые исполнил «хор гостей»[15].

Детский рисунок. С. Заяицкий. [Сын поэта, писателя С. С. Заяицкого] Контрасты воспитания. Б/д. Б., акв., гр. кар.

На рисунке Сережи Заяицкого изображены два мальчика: один крепкий, загорелый, нечесаный, одет в нечто «обормотско-коктебельское», некое подобие короткой тоги. Подпись под первым рисунком гласит: «Мальчик живущий путями Макса». Второй изображенный мальчик тщедушный, с зеленым оттенком кожи, опрятно одет в летний костюмчик. Подпись к нему: «Мальчик измытый и избитый воспитанием». Следующие надписи на этом альбомном листе: «Объявление!!! Войны всем тем у кого ничего нет против взрослых. Товарищи!!! Все взрослые нам мешают жить!!!», «Отдавайте рогатку или будут военные действия». Этот рисунок отражает то естественное детское стремление к свободе и озорству, к которому стремилось младшее племя «обормотов»[16].

«Обормотство» возникло в Доме Поэта летом 1911года. Молодые творческие люди, жившие в гостях у Волошина, упражнялись в остроумии, привносили в будничную жизнь Дома фантазию, юмор, игру. Традиции волошинского Дома сохранялись, поэтому детей , гостивших «у Макса и Маруси» в летние месяцы, можно вполне причислить к младшему племени «обормотов».

День рождения одного из детей Марии Пазухиной, 1928 г.

Александр Пазухин в своих воспоминаниях ярко описывает жизнь детей этого веселого племени. Понятно и знакомо всем вечное противодействие взрослых и детей. Взрослые пытались организовать более четкий распорядок дня, учебный график юных коктебельцев, а ребята, соответственно, вели шуточную «борьбу» за расширение своих «прав и свобод». Но, для баловства время всегда находилось, за что нередко «попадало» от родителей. Кто-то разбил что-то из посуды, кто-то наставил себе синяков и шишек, ободрал колени, упав с дерева или небольшого уступа. ««Бьем носы, ломаем кости… Из крыльца кирпич таскаем, матерей не уважаем, во! И боле ничего!» - пелось в забавной песне о «Коктебельском Ребенке», приехавшем к Максу в гости, в одном из спектаклей в день 17 августа (именины Макса)[17].

Детский рисунок. Мирэль Шагинян. «Максу от Мирэли». Б.,гр., цв. Кар. б/дВ 1928 году среди детей в Доме Поэта была Мирэль Шагинян, будущая художница. Максимилиан Волошин пригласил писательницу Мариэтту Шагинян с дочерью в Коктебель. «Десятилетняя Мирэль быстро прониклась атмосферой Дома Поэта и освоилась среди его обитателей. В то время усадьба Волошина была переполнена гостями, поэтому семья Шагинян сняла комнату для ночлега неподалеку у семьи Павловых. Однако все время они проводили в доме Волошиных. «В доме Волошиных одновременно отдыхало от 15 до 17 детей, - вспоминала Мирэль Шагинян. - Мы жили на чердаке, спали на тюфяках и подушках. Интересная публика собиралась в этом доме, но для меня они были просто друзьями мамы. С детворой и Марусей было здорово и весело, поэтому я всегда стремилась в Коктебель. По словам Мирэль Яковлевны, все дети называли Максимилиана и Марию Волошиных по имени и на «ты», так было заведено. Все дети обожали Макса и старались сделать ему какой-нибудь подарок. В запасниках Дома-музея М.А. Волошина хранится детский рисунок Мирэли[18], который она нарисовала в подарок Максимилиану Волошину»[19].

Крепкая дружба связала семью Шагинян с Волошиными. Мария Степановна вела переписку с Мариэттой Сергеевной, с интересом и любовью наблюдала, как взрослеет Мирэль, а позже- за взрослением ее детей и внуков. В 1947 году Мариэтта Сергеевна приобрела небольшой дом в Коктебеле, а М. С. Волошина способствовала этому приобретению.

Детский рисунок. [С. В. Цигаль. 7лет] 1956г. Детские рисунки Сергея Цигаля - сына Мирэль Яковлевны Шагинян бережно хранились Марией Степановной. Сохранились они и до наших дней. Рисунки цветными карандашами, на каждом из них подпись, возможно, рукой М. С. Волошиной: «Сережины рисунки»[20]; на одном из них указана дата- 1956г. Еще один детский рисунок из этой семьи атрибутирован со знаком вопроса - Слава Шагинян. Автор - предположительно, внук Мирэль Яковлевны - Вацлав Андреевич Шагинян.

Красочностью палитры привлекает внимание серия рисунков, выполненных гуашью и акварелью, юного автора Миши Кончаловского[21], племянника Максима Владимировича Кончаловского, пианиста и художника. Семью Кончаловских с семьей Волошиных связывало давнее знакомство. Пётр Петрович Кончаловский (старший) - известный московский издатель, литератор, прадед Максима Владимировича, в феврале 1917 года, в Москве принимал М. А. Волошина у себя в гостях. [22] А в этом же году 18 мая, Петр Петрович, заезжал к Максимилиану Александровичу в Коктебель[23].

Прошло немало времени, когда новое поколение Кончаловских посетило Коктебель снова. Максим Владимирович вспоминал, как тринадцатилетним юношей впервые приехал в этот небольшой поселок у моря: «Я увидел на фоне Карадага, Святой горы и Сююрюк-Кая стену старого дома или даже замка, сложенного из огромных камней неправильной формы охряного цвета, сплошь увитую темной зеленью винограда, с террасками, лесенками, переходами… Мама сказала: «Мы сейчас пойдем в этот дом. Там живет вдова Максимилиана Волошина Марья Степановна. Мы должны ее навестить, познакомиться с ней и передать привет от Поливановых и Наташи Кончаловской...

С 1953 по 1976 годы мы всей семьей ежегодно бывали в Коктебеле и много общались с вдовою М. А. Волошина, Марией Степановной, которая мне, тогда юноше, увлеченному музыкой и живописью, подарила две акварели с изображением коктебельских пейзажей»[24].

Получив приглашение Марии Степановны, два лета подряд - 1957 и 1958гг. Кончаловские жили в Доме Поэта. Максим занимался на рояле в волошинской столовой, с увлечением слушал рассказы Марии Степановны о жизни поэта, вдохновляющие его самого на творческий, интеллектуальный и духовный рост: «Огромное влияние на меня оказала личность Волошина. Я родился через 8 лет после его смерти, но мне всю жизнь казалось, что я его хорошо знаю, что это близкий мне человек. И не только как поэт и художник, но как друг, как наш общий кумир…»[25]. По старинной коктебельской традиции Максим совершал прогулки с ребятами, жившими в Доме М. А. Волошина , по холмам, долинам и бухтам Карадага. В такую прогулку иногда с ними ходила и М. С. Волошина, которой на тот момент было семьдесят лет. «В этот год М.С., помню, еще ходила с нами на Северный перевал – одно из самых красивых мест, оттуда виден и Коктебель и Нижние Отузы – селенье по ту сторону Карадага. Ее тащили под руки в крутых местах горы с одной стороны Леня Домрачёв, с другой Саша Толстой»[26].

Детский рисунок. Кончаловский Миша. Лето. б/д,  б., акв, кар.С 1958 по 1976 год Максим Кончаловский посещал Коктебель с женой Светой, с братом Вадимом и его семьей, с друзьями. Не желая обременять вдову поэта, жилье снимали у местных жителей, но обязательно приходили с визитом к Марии Степановне, чтобы познакомить ее с вновь прибывшими членами семьи, передать гостинцы и привет от общих знакомых, а также для увлекательной беседы о М. Волошине. Рисунки племянника Миши Кончаловского 1956 года рождения, можно уверенно датировать 1965 годом, так как на одном из них указан возраст юного художника – 9 лет. Художником Миша не стал, стал врачом-гематологом, но по его детским рисункам мы открываем для себя определенный период жизни детей, отдыхавших в Коктебеле, входящих в личное окружение М. С. Волошиной и в творческое содружество Дома Поэта. Дом Поэта разрастался, превращаясь в «Дом творчества писателей», строились новые корпуса и с каждым годом в литфонд приезжало по путевкам все больше и больше творческой интеллигенции.

Детский рисунок. [С. В. Цигаль] Сережины  рисунки. В деревне. Б., цв. кар. Б/д.

«Дом писателей /письменникив/ в 1954 году состоял из уже описанного мною дома Волошина и небольшого двухэтажного еще более старого дома его матери, нескольких пристроек, а также одноэтажных «Голубка», названного по круглому барельефу на фронтоне, и «Парфенона» - по двум дорическим колоннам по обе стороны входной двери. В начале 60-х чудный волошинский парк был весь застроен корпусами, столовая расширилась в несколько раз, появился зимний кинотеатр, биллиардная и много чего еще…» - вспоминал М. В. Кончаловский.[27] В Литфонде была организована «Детская площадка», что-то в виде детского клуба. «Литфондовское» подрастающее поколение могло играть, рисовать, лепить, устраивать культурные мероприятия: выставки, театральные представления, поэтические вечера. И так как своеобразным энергетическим центром Дома Поэта являлась до 1976года Мария Степановна, ее обязательно приглашали на эти мероприятия. Она с удовольствием приходила, с интересом смотрела и слушала, рассказывала о Максе, о Коктебеле, оставляя в памяти ребят нечто незабываемое, необъяснимое, делающее еще притягательнее эту заповедную волошинскую землю.

Очень тепло и содержательно Александр Пазухин написал о Марусе: «Мария Степановна, которая была для нас, коктебельских детей Волошинского Дома, не только второй мамой (а по авторитету иной раз и первой), но и весьма умелым педагогом, во многом тонко и положительно влияя на родителей коктебельских детей»[28].

Детский рисунок. [С. В. Цигаль] Сережины  рисунки. В деревне. Б., цв. кар. Б/д.

По мнению того же А. В. Пазухина, показательно было отношение взрослых к воспитанию детей в Доме Поэта, отношение к подрастающему поколению вообще. В число этих взрослых входят М. А. Волошин, В. В. Вересаев, В. Я. Эфрон, К. И. Чуковский, А. Н. Толстой и другие. О Максе писал: «Нам, детям, он что-то говорил ласковое и успокоительное, но вполне серьёзное, не шутил, не смеялся, не задавал никаких неуместных вопросов, что я очень не любил, как и многие дети, со стороны взрослых, знакомых моих родителей. И всё он делал с добрыми глазами и с той же полуулыбкой. Глаза были скорее светлые, чем тёмные, и уж никак не черные…Сразу внушал почтение, симпатию и не страх, нет, а желание все-таки как-то по-хорошему его побаиваться – он с первой встречи вызывал уважение… Приходя иногда к нам на балкон или в комнату, (…) для какой-нибудь беседы или приветствия, и видя, что мы, то есть я и младший брат Дымок, рисуем, смотрел, кое-что спрашивал, и притом сразу вызывал доверие и даже желание показать, что ты делаешь, потому что он становился как бы участником, чувствовал я себя с ним свободно, как бы равным ему (и это 7 – летний мальчик с Максом), и говорить с ним было интересно»[29].

Детский рисунок. Неустановленый автор. Разнотравье. Б\д. Б., цв.кар.

(На обороте кар.):
Люби далекий парус корабля
И песню волн шумящих на просторе
Весь трепет жизни
Всех веков и рас
Живет в тебе всегда, теперь, сейчас.

В современном обществе ХХI века идет переоценка ценностей, активный поиск новых, наиболее соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

И хотя наши дети живут в эпоху информационных технологий, пресыщения разнообразной информацией, возможностью виртуально получать знания, мы понимаем важность получения задатков художественного и эстетического воспитания в семье и в своем социальном окружении. Осознаём, что есть ценные «живые» источники, помогающие нам в образовательном процессе, которые проверены временем – это книги, музеи, галереи. Ведя поиск чего-то нового, мы, хотим того или нет, всегда возвращаемся в прошлое, анализируя опыт наших предков.

Детский рисунок. Неустановленый автор. Да здравствует Макс! Б/д. Б., гуашь, чернила.

«Пройдёмте по миру, как дети,
Полюбим шуршанье осок,
И терпкость прошедших столетий,
И едкого знания сок.

Таинственный рой сновидений
Овеял расцвет наших дней.
Ребенок - непризнанный гений
Средь буднично-серых людей».

М. А. Волошин

Список литературы:

  1. Пазухин Александр Васильевич. «Записки из Дома Волошина. Книга первая. Воспоминания». (1985г.) НВ 29969
  2. Бояджиева Х.Ф. Воспоминания о М. Волошине и Доме Поэта. 4.08.1964г. А-256 КП 17282
  3. Волошин М. «Откровения детских игр» 1907г
  4. Кончаловский Максим В. Созвучие.- Дубна: Феникс+, 2002.
  5. Купченко В.П. Труды и Дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. 1916-1932. СПб.: Алтейя, 2002г.
  6. Купченко В.П. Труды и Дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. 1977-1916. СПб.: Алтейя, 2002г.
  7. Волошин Максимилиан. «Я был, я есмь…»: Поэзия. Проза. Статьи. Дневники/ М. Волошин [С.ст., вступит. Ст., коммент. В.Н. Терёхиной.] - СПб.: ООО «Родник»,217.- 640с.; ил.
  8. Интернет ресурс. Виртуальная выставка «Нет места краше Коктебеля». https://xn----8sbfkobckofaskby8kve.xn--p1ai/virtualniy-muzey/virtualnye-vystavki/1545-virtualnaya-vystavka-net-mesta-krashe-koktebelya-mirel-shaginyan/
  9. Интернет источник - «Общением с тобою я дорожу...» Переписка М. А. Волошина и С. Н. Дурылина http://moskvam.ru/publications/publication_970.html
  10. Л. Фейнберг «Три лета в гостях у Волошина. " М.; Аграф, 2010г.

Список источников:

[1] Интернет источник - «Общением с тобою я дорожу...» Переписка М. А. Волошина и С. Н. Дурылина http://moskvam.ru/publications/publication_970.html

[2] Там же.

[3] Пазухин Александр Васильевич. «Записки из Дома Волошина. Книга первая. Воспоминания», 87 стр. (1985г.) Стр.6 (НВ 29969)

[4] Пазухин Александр Васильевич. «Записки из Дома Волошина. Книга первая. Воспоминания», 87 стр. (1985г.) (НВ 29969)

[5] Волошин М.А. «Выставка детских рисунков». 1908г. «Лики творчества» Ленинград. «Наука», 1988, стр. 271.  

[6] НВ - 210 Детский рисунок. К. Эфрон (Кот). Б.,акв.,каранд.;НВ - 211 Детский рисунок. К. Эфрон (Кот) Б.,акв.,гуашь, каранд.

[7] Фотографии: НВ 6111 – (Алек, [Кай], Эфрон Кот, Дым); НВ 692- Дети сидящие на телеге. Около Дома Волошина; НВ 733-День рождение одного из детей Марии Пазухиной,1928г.; НВ 13874 – Дети в палатке около дома Пра; НВ 2318 - Дымок. (Вадим Васильевич Пазухин); НВ 2319 - Алек (Александр Васильевич Пазухин) 1925г.

[8] Купченко В.П. Труды и Дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. 1916-1932. СПб.: Алтейя, 2002г.

[9] НВ 210-2; НВ 211-2

[10] НВ 211-2

[11] А-256 КП 17282 Бояджиева Х.Ф. Воспоминания о М. Волошине и Доме Поэта. 4.08.1964г.

[12] НВ – 17789 – Акварель – ДМВ.

[13] НВ- 16267 - Детский рисунок. С. Заяицкий. Неустановленый автор. Контрасты воспитания. Б/д. Б., акв., гр. кар

[14] Купченко В.П. Труды и Дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. 1916-1932. СПб.: Алтейя, 2002г.

[15] Там же.

[16] «Орден обормотов», согласно автобиографической заметке Макса Волошина, возник в начале курортного сезона 1911 года на его даче в Коктебеле. 

[17] Пазухин Александр Васильевич. «Записки из Дома Волошина. Книга первая. Воспоминания», 87 стр. (1985г.) Стр. (НВ 29969)

[18] НВ-16220- Детский рисунок. Мирэль Шагинян. «Максу от Мирэли». Б.,гр., цв. Кар. б/д

[19] Интернет ресурс. Виртуальная выставка «Нет места краше Коктебеля». https://xn----8sbfkobckofaskby8kve.xn--p1ai/virtualniy-muzey/virtualnye-vystavki/1545-virtualnaya-vystavka-net-mesta-krashe-koktebelya-mirel-shaginyan/

[20] НВ-16276 - Детский рисунок. (С. В. Цигаль?) Сережины рисунки. В деревне. Б., цв. кар. Б/д.; НВ –16261- Детский рисунок. С. В. Цигаль(?)[7лет] 1956г.

[21] НВ –16233 - Детский рисунок. Кончаловский Миша.   Корабль уходит в море. Б.д. Б.,акварель, гуашь; НВ –16235 - Детский рисунок. Кончаловский Миша.   Парусное судно. Б.д. Б., акварель, гуашь; НВ-16253 - Детский рисунок. Кончаловский Миша. Парусник. Б.д. Б., акварель, гуашь; НВ – 16264 – Кончаловский Миша. Пригласительный билет. 9 лет.Б., гуашь, гр. кар. Б/д; НВ-16283 Детский рисунок. Кончаловский Миша. Татарин. б/д, б., гуашь; НВ-16285- Детский рисунок. Кончаловский Миша. Лето.

[22] Купченко В.П. Труды и Дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. 1916-1932. СПб. : Алтейя, 2002г.

[23] Там же.

[24] Кончаловский Максим В. Созвучие.- Дубна: Феникс+,2002. С. 152

[25] Кончаловский Максим В. Созвучие.- Дубна: Феникс+,2002. С. 182

[26] Кончаловский Максим В. Созвучие.- Дубна: Феникс+,2002. С. 167

[27] Кончаловский Максим В. Созвучие.- Дубна: Феникс+,2002. С. 176

[28] Пазухин Александр Васильевич. «Записки из Дома Волошина. Книга первая. Воспоминания», 87 стр. (1985г.) (НВ 29969)

[29] Пазухин Александр Васильевич. «Записки из Дома Волошина. Книга первая. Воспоминания», 87 стр. (1985г.) (НВ 29969)

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт