Общий вид выставки «Кто передаст потомкам нашу повесть?..»

«Вот я делаю новое.
Ныне оно явится. Неужели
вы и этого не хотите
знать?»
(Книга Исайи. XLIII. 19.)

Волошин М.А. «Anno mundi ardentis». – М., «Зёрна»26 марта в мемориальной Мастерской Дома-музея М. А. Волошина открылась экспресс-выставка «Кто передаст потомкам нашу повесть?..», посвященная 105-летию выхода в свет книги стихов М. А. Волошина «Anno Mundi Ardentis», 100-летию написания программных стихотворений «Потомкам», «Готовность», «Красная Пасха». Выставка продолжает один из самых актуальных и интересных циклов музея, объединенных общей темой - «Книги-юбиляры Серебряного века». Выставка-это всегда творчество, а еще уникальная возможность соединить в единое целое музейный экспонат, книгу и посетителя. Подобные циклы способствуют максимальному раскрытию книжных фондов, а также расширению и обогащению читательских интересов посетителей, воспитанию у них художественного вкуса. Это и возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме. Делая акцент на индивидуальности личности, выставка призвана раскрыть многогранность интересов и самобытность творчества М.А. Волошина, показать его роль в истории России и вклад в развитие русской и европейской культуры. Стихи М.А. Волошина, посвященные революции и гражданской войне, ужасам террора «независимо от его окраски», а также сборник стихов «Anno Mundi Ardentis», представленные на выставке, прошли испытание временем и стали своеобразными вехами не только отечественной, но и мировой литературы. Организаторы выставки постарались привлечь внимание посетителей к одной книге, представив материал, который помогает раскрыть ее содержание.

Волошин М.А. «Anno mundi ardentis» / Предисл. Н.М. Мирошниченко. – Симферополь, Таврический издательский дом. – 2008. Репринт с изд.: М., 1916 г. В феврале 1916 года в Москве в издательстве М. О. Цетлина «Зёрна» вышла совсем небольшая вторая книга стихов М. Волошина «Anno mundi ardentis. 1915» («В год пылающего мира»), отразившая осмысление автором мировой войны с утверждаемой им мировоззренческой позиции «все во мне, и я во всех». Книга вышла тиражом 500 экземпляров и почти сразу стала библиографической редкостью. В неё вошло 24 стихотворения.

Обложка была выполнена Львом Бакстом. Посвящение на книге обращено к М. О. Цетлину, которому принадлежало издательство «Зерна». На вилле М. О. Цетлина в Биаррице М. А. Волошин жил с 13 июля по 6 ноября 1915 г. Там были написаны четыре стихотворения, вошедшие в сборник и пятое, вместо которого на странице 22 стоят многоточия. Эпиграфом к книге поэт поставил слова, выпавшие ему при гадании на Библии в новогоднюю ночь на 1915 год: «Вот я делаю новое. Ныне оно явится. Неужели вы и этого не хотите знать?» (Книга Исайи. XLIII. 19.)

Волошин М.А. Виньетка к циклу стихотворений«Anno mundi ardentis». Без даты. Бумага, тушь.Вырезка из газеты «Приазовский край» (Ростов-Дон), № 270, 13.10.1916. Олидорт Б. Новые книги. Максимилиан Волошин «Anno mundi ardentis». Издательство «Зёрна». Москва, 1916

16 стихотворений этой книги в другой последовательности были использованы Максимилианом Александровичем в созданной им в 1919-1920 годах лекции «Скрытый смысл войны», о которой он писал: «Первая часть ее… посвящена… личным впечатлениям [от] Западной Европы во время войны…, а вторая часть – оценке и анализу некоторых сторон европейской культуры, породившей европейскую войну, главным образом «машинизму» Европы». В лекции Волошин сам комментирует использованные стихи, раскрывая свои переживания тех лет, вызвавшие эти поэтические строки.

Журнал «Бюллетени литературы», № 3, октябрь. – М., В. Крандиевский, 1916 г. – 119-174, 43-66 с. Бумага, тип. печатьСобытия Первой Мировой разворачивались, когда Волошин находился в самом её сердце – в Швейцарии, участвуя в строительстве Гетеанума, несшего в себе, по замыслу Рудольфа Штейнера, идею духовного соединения всех культур.

Название сборника «Anno mundi ardentis» оформилось у Максимилиана Волошина ещё в начале 1915 года. В письме к матери из Парижа от 13апреля он сообщал: «…Мои стихи о войне («Anno mundi ardentis») приняты в Рус[кую] Мысль и появятся в апрельской книжке и мне уже выслали гонорар. Мне интересно, как они будут приняты. Из них только «Париж» и «Реймс» более подходят к стихам, что писались о войне. Другие же идут, мне кажется, вразрез. Из них я сам более других ценю «В эти дни…» по точности и искренности и «Воскресение мертвых».

Волошин М.А. «Selva oscura». (Подборка стихов 1914-1915 гг.).  РукописиСтрастная, наполненная яркими и религиозными образами книга упрочила положение Волошина как серьёзного поэта. В черновом варианте «Автобиографии 1925 года» («по семилетьям») Максимилиан Александрович отметил: «По возвращении из Парижа в 1916 году я застаю в России перелом в отношении ко мне, совершившийся вне литературных оценок и статей: как бы молчаливое признание меня как поэта».

Небольшое издание было замечено. Появилось сразу несколько рецензий. Такой пристрастный критик, как В. Брюсов, писал: «Книга М. Волошина – одна из немногих книг о войне, которые читаешь без досады, без чувства оскорбления, но с волнением». В. М. Жирмунский (в газете «Биржевые ведомости»), увидевший в стихах Волошина своеобразное видение событий, выраженное через художественный сплав образности русской религиозности и современной мистики. В анонимной заметке в «Известиях книжных магазинов М. О. Вольфа» автор утверждал, что сборник «Anno mundi ardentis» «займет особое место» среди сборников «военной поэзии», а Г. В. Иванов отметил, что в этих стихах «впервые явственно прозвучал голос Волошина – поэта».

Волошин М.А. Письмо к Шенгели Г.А. из Коктебеля в Харьков. Машинопись

В коллекции музея находится три экземпляра книги, одну из которых можно увидеть в экспозиции выставки. Кроме того, на выставке представлены оригинальные архивные материалы, часть из которых экспонируется впервые: фотографии, письма, иллюстрации, документы, рукописи из фондов музея. Экспозиционным акцентом выставки является пишущая машинка Волошина, письменные принадлежности и другие мемориальные предметы сурового быта тех лет. Внимание посетителей, несомненно, привлекут авторские машинописные тексты стихотворений поэта «Гражданская война», «Потомкам», «Готовность». Отдельного внимания заслуживает репринтное издание волошинского сборника уникальной серии «Из мемориальной библиотеки М.А. Волошина», ставшей возможной, благодаря «Консалтинговой группе Рубаненко и партнеры» Л.В и Л.И. Рубаненко. Издание воспроизвелено по сборнику, хранящемуся в Доме Поэта.

В стихотворении 1921 года «Потомкам», написанном «в годы лжи, падений и разрух», поэт формулирует общую апокалиптическую интуицию своей послереволюционной поэзии:

«Ослушники законов естества —
В себе самих укрыли наше солнце,
На дне темниц мы выносили силу
Неодолимую любви, и в пытках
Мы выучились верить и молиться
За палачей. Мы поняли, что каждый
Есть пленный ангел в дьявольской личине,
В огне застенков выплавили радость
О преосуществленье человека,
И никогда не грезили прекрасней
И пламеней его последних судеб».

Вырезка из газеты» Биржевые ведомости», № 14911, 18.06 (01.07). 1915 г. Волошин М.А. Париж и война. Литература в 1915 гТакая вневременная, апокалиптическая точка зрения на судьбу человека и человечества, на свою собственную судьбу и судьбу России, проходит сквозь весь его путь. Она определяет специфику его образного мира и места в литературе.

«Готовность» («Я не сам ли выбрал час рожденья») - стихотворение Максимилиана Волошина. Оно было написано в двадцатом веке. Изменилось время, страна, но незыблемыми остались такие понятия, как вера и Бог. 1921 год, очень сложное время для России: революция, Гражданская война. О чем это стихотворение? Первая строфа – вопрос, который задает себе лирический герой и на который позднее дает ответ. В словах «Чтоб пройти сквозь муки и крещенья совести, огня и вод» видно скрытое сравнение лирического героя с Иисусом, пожертвовавшим жизнью ради блага людей. Лирический герой описывает Россию тех лет: кровавую, «обугленную», разрушенную большевизмом, а вокруг «крик и смрад». И вот он ввержен в эту пропасть, он «пал глубже, чем можно пасть». Казалось бы, все надежды потеряны, это конец. Но «в скрежете и смраде – верю!» Герой не случайно ставит в этом предложении тире. Он выделяет слово «верю», усиливая его, придавая особое значение:

Верю в правоту верховных сил,
Расковавших древние стихии,
Из недр обугленной России
Говорю: «Ты прав, что так судил!»

    Лирический герой верит в Бога, в его правоту. Он «прав, что так судил!» России нужна была эта революция и война, чтобы «до алмазного закала прокалить всю толщу бытия». Необходимо прорвать серость будней, сделать жизнь прочной, прозрачной, драгоценной, как алмаз. К тому же, эти строки говорят о великой роли России.

…Если ж дров в плавильной печи мало,
Господи! Вот плоть моя!

Это готовность пожертвовать собой ради России и разжечь огонь. Связав свою судьбу с судьбой Родины, он никогда не отречется от нее. Главные эмоции стихотворения – страдание, боль за Россию, которые возникают от видения «обугленной России», от малейшего соприкосновения с окружающим миром.

Публикация стихотворения М. А. Волошина в журнале «Свиток». изд.: М «Никитские субботники». 1922г

Реконструкция древних мифологических сюжетов, по-новому интерпретированных и осовремененных, наблюдаются, например, в пронзительных и мощных стихотворениях о гражданской войне: «Северовосток», «Гражданская война», «Красная Пасха», «Неопалимая купина», «Голод», «Бойня», «Террор»...

Все художественные атрибуты этих текстов приобретают двойственный смысл благодаря их контрастному совмещению с определенными мифологизированными событиями или персонажами. Таков основной прием стихотворения «Красная Пасха», где все события, связанные с символикой воскресения, соотнесены с гибелью:

Зима в тот год была страстной неделей,
И красный май сплелся с кровавой Пасхой,
Но в ту весну Христос не воскресал.

Таким образом, М. Волошин описывает многовековую историю России, привлекая в свой поэтический контекст атрибуты и образы мифологии, несущие в себе устойчивые смысловые ассоциации. Кстати, этот же прием М. Волошин использует, создавая свои многочисленные заклятия от усобицы, от братоубийственной войны, от пожара и голода.

На материалах выставки планируется проведение лекций, тематических экскурсий и других творческих мероприятий, которые пройдут как в пространстве выставки, так и онлайн-на страницах социальных сетей музея и предназначенных для всех возрастных категорий посетителей. Выставка экспонируется до 18 июня нынешнего года в часы работы музея.

 

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт