2023-02-05-01.jpg

6 февраля в Доме-музее М.А. Волошина прошел урок патриотизма «Окопная правда писателей-фронтовиков», посвященный 80-летию окончания Сталинградской битвы.

Сталинградская битва изменила историю и переломила ход всей Второй мировой войны, продлилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года и закончилась полной победой советских войск. 

Более 200 известных советских литераторов, командированных от ведущих советских газет, служивших во фронтовых, армейских или дивизионных газетах, писали о буднях сражения на Волге: Константин Симонов, Виктор Некрасов,  Галина Николаева, Юрий Бондарев, Михаил Алексеев, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Евгений Долматовский, Александр Яшин, Сергей Викулов.

2023-02-05-02.jpg

После окончания войны многие писатели-фронтовики приезжали в Коктебель по путевкам Литфонда и оставили свои воспоминания как о военных буднях, так и об этом удивительном месте. Именно об этих писателях и их произведениях прозвучал подробный рассказ на уроке патриотизма

 Среди посещавших послевоенный Коктебель был Василий Семенович Гроссман – писатель, журналист и военный корреспондент.  

За участие в Сталинградской битве, в том числе в боях на передней линии обороны, В. С. Гроссман 8 февраля 1943 года был награжден орденом Красной Звезды. Впоследствии именем писателя названа одна из улиц города.

Друг В. Гроссмана, писатель С. Липкин так написал о нем в своей книге «Жизнь и судьба Василия Гроссмана»: «он с жадностью и отвагой художника искал истину войны, искал ее на той огневой черте, где смерть выла, пела над головой…» 

Находясь в Сталинграде, Василий Семенович, несмотря на исключительные трудности в работе и личную опасность, написал блестящий очерк «Сталинградская битва» об ожесточенных боях за Мамаев курган.

2023-02-05-03.jpg

Одним из лучших и правдивых произведений о войне по праву считается роман Гроссмана «Жизнь и судьба», повествующий о событиях Сталинградской битвы. Он был написан в 1950-е годы, но не был напечатан. Александр Твардовский, главный редактор журнала «Новый мир» отказался напечатать роман по цензурным соображениям. Главный редактор журнала «Знамя» представил рукописи в КГБ, роман был признан «антисоветским», все рукописи романа были изъяты. 

Отношения Гроссмана с Твардовским не оборвались окончательно. Они помирились, когда приехали в Коктебель поздней осенью 1960 года. Твардовский сказал: «Дай мне роман почитать. Просто почитать». И Гроссман, вернувшись в Москву, отвез ему, видимо, с некоей тайной надеждой, роман в редакцию «Нового мира». После ареста романа к Гроссману чуть ли не в полночь приехал Твардовский. Он признал, что роман гениальный.

С путевкой Литфонда в Коктебель приезжал и поэт, писатель, журналист, военный корреспондент Константин Михайлович Симонов. Он прошел всю Великую Отечественную войну "с "лейкой" и блокнотом, а то и с пулеметом", как написал в одном из своих знаменитых стихотворений,

Весной 1943 года после окончания Сталинградской битвы, Симонов начал вести дневник, по памяти записывая все происшедшие события. Факты и вымыслы сплелись в единую повесть «Дни и ночи».

Военный Крым Симонов посещал еще до прибытия в Сталинград. В августе 1941 года Симонова, как военного корреспондента, командировали в Севастополь.

Последняя военная командировка Симонова в Крым состоялась в феврале 1942 года. На старой «эмке» с брезентовым верхом писатель ездил по Керчи и окрестностям. Встречался с партизанами, которые почти два месяца пробыли под землей в Аджимушкайских каменоломнях, нанося немцам ощутимый урон в боевой технике: «Полтора месяца немцы держали вокруг каменоломен больше полка пехоты. Полтора месяца они тратили тысячи килограммов аммонала для того, чтобы закупорить каменоломню. Полтора месяца они каждый день боялись, что эти подземные силы вырвутся из каменоломен наверх, в город».

О Сталинградской битве писали и военные корреспонденты, лично знакомые с Максимилианом Волошиным.

Илья Григорьевич Эренбург – писатель, поэт, публицист, журналист познакомился с Максимилианом Волошиным в Париже. В годы Великой Отечественной войны Илья Эренбург был корреспондентом газеты «Красная звезда». Писал для других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антифашистскими статьями и произведениями, которых за годы войны написал свыше двух тысяч. Значительная часть этих статей, печатавшихся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в трёхтомнике «Война» 1942-1944 год.

          Как правило, редакционные работники «Красной звезды» ходили в погонах. Были среди них полковники, подполковники, майоры. Единственными корреспондентами без воинского звания были – Илья Эренбург и Алексей Толстой. Главный редактор «Красной звезды», Давид Ортенберг, будущий генерал-майор, вспоминал: «Однажды перед поездкой на фронт у нас с Эренбургом зашёл разговор об этом. Он сказал, улыбнувшись: «Считайте меня рядовым необученным…».

Мексиканский художник Диего Ривера написал портрет Эренбурга в стиле кубизма. По художественной манере портрет сходен с портретами М. Волошина, написанными в это же время (портреты М.Волошина хранятся в мемориальной Мастерской Дома Поэта).

Одним из писателей, полюбившим и часто приезжавшим в Коктебель, был Алексей Николаевич Толстой. Толстой познакомился с Волошиным в Париже в 1907 году. В 1909 году вместе с женой, художницей Софьей Дымшиц-Толстой, впервые посещает Коктебель. Специально к очередному приезду Толстых Волошин делает конторку для письма, так как писатель любил работать стоя. Весной 1941 года, стоя у своего массивного, красного дерева бюро, Толстой однажды с грустью сказал литературоведу В. Мануйлову: «А все же мне нигде так хорошо не писалось, как за той небольшой конторкой, которую сделал для меня в Коктебеле Макс…».

 С ноября 1941 года Толстой жил в эвакуации в Ташкенте, выезжая оттуда в командировки. Как и Илья Эренбург – был военный корреспондентом газеты «Красная звезда».

Каждая страница военной публицистики Алексея Толстого проникнута мыслью о небывалой мощи Советской России. В полную силу мотив величия нашей страны прозвучал в его статье «Родина», опубликованной 7 ноября 1941 года одновременно в «Правде» и в «Красной звезде». Пророческие слова писателя «Мы сдюжим!» стали символом борьбы советских воинов на всех фронтах Великой Отечественной войны и в глубоком тылу.

На уроке прозвучали отрывки из статей, фрагменты документальной кинохроники тех лет, мелодии и стихотворения, посвященные этой важнейшей дате в истории нашего народа.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт