Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

01 mdВыставка представлена пасхальными открытками конца XIX – начала XX века и репринтными поздравительными открытками из фондовой коллекции Литературно-художественного музея.

01 1 smПасха, или Светлое Христово Воскресение, — главный православный праздник. На Руси и этот день, и всю последующую неделю проводили весело: готовили пасхальные традиционные блюда — куличи, творожные пасхи, — красили яйца, водили хороводы, обходили дома с поздравлениями. С конца XIX века одним из красочных и неотъемлемых художественных атрибутов праздника становится пасхальная открытка.

Прообразом современных открыток стали карточки с гравюрами на плотной бумаге. Их создателем считается французский гравер Демезон.02 sm Большой популярностью такие послания тогда не пользовались по вполне понятным причинам: во второй половине XVIII века сама мысль об открытости, нарушении конфиденциальности письма казалась недопустимой.

Широкое распространение открытки получили лишь спустя столетие. Причиной тому стала военная кампания и нехватка писчей бумаги. Во времена франко-прусской войны 1870–1871 годов у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 году он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона отводилась для адреса, а другая — для послания. Бенардо усовершенствовал открытку, украсив адресную сторону патриотической виньеткой, — так появилась первая почтовая открытка с иллюстрацией.

03 md

Иллюстрированными открытками, или, как они назывались изначально, «открытыми письмами» начали обмениваться по почте. Открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их с праздником.

03 1 sm04 sm

Вскоре мода на поздравительные открытки добралась и до России. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам. Самыми распространенными сюжетами для поздравлений в Российской империи, разумеется, были Рождество, Пасха и День Ангела. Но если в католической Европе акцент в церковном почитании делался на Рождестве Христовом, то в православной России традиционно главный праздник — это, безусловно Пасха.

05 sm

Отсюда и особенное распространение именно пасхальных открыток. Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому они потоком хлынули из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и европейские соборы. Поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.

05 smфото 6 sm

В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.

07 md

К Пасхе 1898 года Община святой Евгении выпустила первые художественные иллюстрированные открытки. С этого времени начинается жизнь отечественной поздравительной открытки. В этом же году выходят открытки с сюжетами, позволяющими поздравлять с Пасхой авторства таких художников как: Елизавета Бем, Михаил Виллие, Cергей Соломко.

Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. 09 smКаждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, ведь среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники Иван Блибин, Борис Зворыкин, Илья Репин, Александр Бенуа. Вся выручка, полученная от продажи открыток, направлялась в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудящимся в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, который разлетался моментально после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило более 6 тысяч видов открыток.

В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой. Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.

08 md

Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения. Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, — расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца.

Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки попали военные и агитационные сюжеты. 10 smИх героями стали сестры милосердия, солдаты и члены императорской семьи. Например, на одной открытке великая княжна Татьяна в образе сестры милосердия навещала защитника Отечества и поздравляла с Пасхой. Но самой популярной открыткой того времени стала карточка с Николаем II, который угощал пасхальным яйцом простого солдата.

Революция 1917 года положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. После революции издательство Общины Святой Евгении было зарегистрировано как «Комиссия художественных изданий Общины Святой Евгении». В 1920 году специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной Академии Материальной Культуры под наименованием Комитета популяризации художественных изданий (КПХИ). В 1928 году выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. Некоторые старые клише Общины передали тресту «Графическое дело», затем «Ленполиграфу». Качество печати этих предприятий не выдерживало никакой критики, продукция спросом не пользовалась, и дело по выпуску открыток вскоре заглохло.

11 md

Пасхальные открытки продолжали существовать в среде русской эмиграции. В 20-ые годы в зарубежье печатались эмигрантские пасхальные открытки. Сцены светлого праздника напоминали изгнанникам о родине. Открытки издавали частные издательства, а эскизы к ним делали не всегда профессиональные художники.

12 sm13 sm

Только после Великой Отечественной войны пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами. Купить их можно было лишь в церковных лавках.

Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху открытки произошло лишь в конце 80-х годов. Издание иллюстрированных пасхальных открыток возобновилось с начала 90-х годов. Многие из них воспроизводили образцы русской пасхальной открытки начала XX века.

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт